Любителям гаджетов посвящается
Вновь экспериментально подтверждено, что при чтении с экрана восприятие текста и запоминание информации хуже, чем при чтении с листа бумажной книги.
В частности указывается на то, что такая разница обусловлена физиологически. В эксперименте при чтении отрывка текста с бумаги испытуемые делали глубокие вдохи чаще. Это важно, так как вздыхают чаще, когда выполняют сложные задачи, которые требуют большого интеллектуального напряжения, чтобы снабдить мозг дополнительным кислородом. А во время чтения со смартфона активность префронтальной коры значительно выше, чем при чтении с бумаги. Но активность этого отдела мозга замедляет дыхание. Человек реже вздыхает и, следовательно, хуже понимает прочитанное.
Подробнее здесь.
Нетривиально
В источнике к этому фото дана такая подпись: "Мой папа любит читать, поэтому я подарила ему электронную книгу на день рождения. Он использует ее в качестве закладки".
Новое не всегда лучше
В 2014 году британская газета The Guardian опубликовала статью, в которой говорилось, что любители традиционных бумажных книг усваивают прочитанный материал лучше поклонников электронных «читалок».
Например в 2013 году было проведено исследование с участием 72 норвежских десятиклассников. И тогда ученики, изучающие материал по печатным книгам, тоже показали лучшие результаты по его запоминанию и пониманию.
Исследователи объясняют это тем, что традиционные книги вызывают больше ассоциаций, способствующих усвоению текста. Многочисленные детали (тактильные ощущения, фактура страниц, их разметка и отличие друг от друга) выполняют роль неких маячков и помогают нашей памяти лучше ориентироваться в прочитанном.
Подробно здесь.
Куда дальше?
Здесь говорится о том, какие тенденции вырисовываются в чтении книг электронного формата, в первую очередь, учебной литературы, по мере развития информационных технологий. Автор публикации усматривает даже вариант "обезлюживания" учебного процесса. Хотя учитель это ведь далеко не только сообщатель информации.
Вечный вопрос
Вопрос о том, какую книгу читать лучше - электронную или традиционную, напечатанную на бумаге - действительно приобрёл статус практически вечного, потому что возникает всё снова и снова.
Свой ответ дают норвежские исследователи из университета Ставангера - безусловно лучше читать бумажные книги. При этом переживание текста будет ярче и его запоминание лучше. Хотя, конечно, читателей стало много меньше. Тем более, что интернет и телевидение отвлекают внимание, а бумажная книга стоит всё-таки дорого.
Подробнее здесь.
Чтение и продуктивность
Несмотря на все преимущества цифровых источников информации, последние несколько лет появляется всё больше доказательств того, что наш мозг отдаёт предпочтение аналоговым медиа.
Согласно исследованию The Pen Is Mightier Than the Keyboard: Advantages of Longhand Over Laptop Note Taking психологов из Принстонского университета и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, гораздо проще запомнить что-то важное, записав это от руки, о чём уже писалось в данном блоге (курсив наш). По словам психотерапевта и эксперта в области журналистики Мод Перселл (Maud Purcell), причиной этого может быть то, что письмо стимулирует зону мозга, известную как ретикулярная активирующая система, которая фильтрует и приносит ясность в основную часть информации, на которой мы концентрируемся.
Выяснилось, что поглощение информации с бумаги способствует лучшему её удержанию в памяти и повышению продуктивности. Анна Манген (Anne Mangen), профессор Центра чтения норвежского Университета Ставангера, провела исследование, в рамках которого выдала участникам один и тот же 28-страничный детективный рассказ — кому-то на бумаге, а кому-то на ридере Amazon Kindle. После этого им задали ряд вопросов по тексту.
Прочитавшие рассказ с бумаги давали более корректные ответы на вопросы, связанные с временем и хронологией, чем те, кто читал с Kindle. А когда участников попросили расположить 14 событий в правильном порядке, то читавшие бумажную книгу показали лучший результат.
Учёным ещё предстоит полноценно проанализировать это исследование. Но Манген связывает пользу чтения бумажных книг с дефицитом метапознания. По словам профессора, метапознание — это то, насколько сознательно мы относимся к информации. «Например, как много времени в процессе чтения вы тратите на то, чтобы достаточно хорошо понять текст и после этого решить связанную с ним задачу», — говорит Манген.
У участников другого исследования Metacognitive regulation of text learning: on screen versus on paper. сложилось мнение, что они лучше осмысляют информацию, когда читают с экранов электронных устройств. Из-за этого они проглатывали текст гораздо быстрее тех, кто читал с бумаги, и считали, что покажут себя лучше в викторине по тексту. В итоге почитатели традиционного формата не только выиграли в плане понимания текста, но и лучше спрогнозировали свои результаты.
С книгами ситуация ясна, но поглощает ли мозг информацию так же хорошо при чтении газет, журналов и прочих физических медиа? Вовсе не обязательно.
«Длина действительно кажется основной проблемой, а с ней тесно связан и ряд других параметров текста вроде структуры и оформления. Представлено ли содержимое таким образом, что от вас требуется одновременно держать в голове несколько событий или частей текста?» — продолжает Манген. Другими словами, сложность и плотность информации может оказывать влияние на важность источника текста. Короткие сообщения в электронной почте прекрасно будут восприниматься и запоминаться и при чтении с экрана.
«Может быть так, что для определённых типов текста или литературных жанров (например, для чрезмерно увлекательных книг) источник почти не играет роли, в то время как в случае с другими жанрами (к примеру, когнитивно и эмоционально сложными романами) источник может иметь значение для понимания и восприятия книги, — объясняет Манген. — Но это ещё предстоит проверить эмпирическим путём».
Печатная информация не всегда настолько же хороша для понимания и запоминания, как цифровая. Полезно помнить, что все медиа и технологии имеют свои пользовательские интерфейсы. Бумажное чтение в некоторых случаях может лучше влиять на запоминание и усвоение сложной информации, нежели электронные устройства. Но в других случаях, например при показе презентаций с аудиовизуальными материалами, устройство вроде планшета будет полезнее. Т. е. чистый текст предпочтительно воспринимать с бумаги, а богато иллюстрированный чертежами и анимацией, видимо, с экрана электронного гаджета. Это может открывать новые перспективы в издании и оформлении учебной литературы.
Если вы не можете отказаться от электронных книг, то это не значит, что для вас всё потеряно. Вы, вероятно, считаете, что поглощаете информацию быстрее, чем это происходит на самом деле. Простым решением будет замедлиться и уделить больше внимания разбору материала. Это поможет воспринимать информацию так же хорошо, как при чтении с бумаги.
Источник статьи: This Is How The Way You Read Impacts Your Memory And Productivity"
Авангардисты
По части чтения в электронных форматах Питер и Москва идут впереди других городов России. Что естественно для столиц, как наиболее продвинутых. В октябре 2017 года со ссылкой на "ЛитРес" в прессе сообщается, что среди читателей С.-Пб. электронное чтение предпочитают 16%, а в Москве эта цифра составляет 14%.
При этом, что тоже естественно, 67% электронных читателей предпочитают бесплатное книги. А платят, соответственно, только 33%. При этом электронный читатель нынче ещё и "мобилизованный" - большинство предпочитает использовать для чтения смартфон.
Далее курсив наш.
Допустимо предположить, что это большинство читает "на ходу", т. е. главным образом при поездках в транспорте. Так что электронное чтение в принципе не обнаруживает потенциала к тому, чтобы быть "медленным чтением" (см. запись за 20 июля 2016 на http://pismochtenie.blogspot.ru/p/blog-page_28.html).
Однако партия, господа
По данным телефонного экспресс-опроса, проведенного редакцией программы "ВЕСТИ События недели. С.-Петербург" в ходе сюжета о чтении книг и о том, что делать с домашней библиотекой, если вдруг начинает казаться, что она занимает много места в квартире, 92% телезрителей, находившихся в тот момент у экрана телевизора, заявили, что они предпочитают читать именно традиционную, бумажную книгу.
Это даже не диагноз, это приговор. Хотя по мере смены поколений картина изменится. Ведь общепризнанно, что "поколение Инстаграм" вообще читает на порядок меньше, чем люди старшего возраста что в бумажном, что в электронном формате.
Парадоксы времени
Анекдот в газете "Метро": "Это неловкое чувство, когда ты читаешь книгу в телефоне, а мама говорит: "Опять ты в своём телефоне, лучше бы книжку почитала"
Предел насыщения
Ампутация и реанимация
Правда жизни
"Ощущения невозможно
перевести в гигабайты"
Вопреки прежним прогнозам электронная книга не только не вытеснила традиционную бумажную из обихода, но, по-видимому, уже никогда этого не сделает. Хотя основания для таких прогнозов имелись. По оценке "Нью-Йорк таймс" в период 2008-2010 годов объём продаж электронных вырос на 1260%. Теперь же потенциал роста исчерпался. Об этом явлении и его причинах пишет П. Басинский в "Российской газете".
В его статье приводятся данные о том, что даже в США электронные книги охватывают не более 10% рынка, а продажи бумажных книг растут и растут быстро. Кто хотел перейти на "цифру", тот это уже сделал. Кто не хотел, тот и не хочет. Хотя, строго говоря, неважно в каком виде читать - в бумажном или в электронном. Главное - читать и думать над прочитанным.
Ампутация и реанимация
В 2016 году активнее правообладатели стали активнее бороться с существованием в интернете свободно и бесплатно доступных текстов книг. Подробнее об этом процессе говорится, в частности, здесь и здесь.
В первую очередь это касается коммерчески актуальных, разрекламированных, книг и авторов. Говоря по-старому, попавших в случай (хотя и случай этот может длиться годами). Вроде бы всё правильно с точки зрения книготоргового и издательского дела. С другой же стороны такая политика означает, в принципе, затруднение доступа читателей к книгам. Очевидно, доступ к шедеврам мировой литературы должен быть свободным. А желающие тратить время на современные, "актуальные" тексты и на всякую донцовщину, что же, пусть платят.
В любом случае, даже если бесплатный доступ к текстам книг в интернете будет вовсе перекрыт, то и чёрт то с ним. Читать бумажную книгу всё равно и удобнее, и приятнее, да и полезнее. Тем более, что власти, кажется осознали, насколько плохи дела в книготорговле. И пытаются принимать доступные им меры для её стимулирования. Подробнее здесь, здесь и здесь.
Правда жизни
Из Михаила Задорнова: "Всё-таки бумажные книги лучше электронных. По крайней мере в электронной книге никогда не найдёшь денежную заначку."
Сайт о дизайне Novate.ru показал домашний аксессуар, своего рода курьёз. Это обложка электронной читалки, имеющая вид переплёта традиционной бумажной книги. То есть появилось понимание того, что гаджет это как-то не вполне то, что нужно. И электронный корпус стыдливо драпируется в винтажные одежды.
Волна схлынула
Появились признаки того, что мода на электронные книги заканчивается. Здесь пишется о том, что в США снижаются продажи электронных читалок.
Ситуация с электронными читалками такова, что пользователи предпочитают приобретать планшетные компьютеры и смартфоны, как более универсальные устройства. Это несколько напоминает то, что произошло в своё время с пейджерами. Всплеск моды и стремительный спад после появления на рынке технологии СМС.
А на книжном рынке издатели увеличивают вложения в книготорговлю и продвижение, включая логистику доставки книг в магазины. Так что для традиционной книги ещё не вечер.
Военно-системный подход
На первом этапе закольцовываются библиотеки всех 27 самостоятельных вузов МО РФ и восьми их филиалов. Затем в общую структуру войдут библиотеки военных НИИ. При этом в "фонды" объединённой военной библиотечной сети будут включены электронные учебники, подготовленные крупнейшими российскими военными академиями.
Военный планшет вчера и завтра |
По словам министра обороны, к началу очередного учебного года у каждого обучающегося в системе военных вузов весь курс должен быть в электронном виде на специальном компьютере-планшете. А вход в единую электронную библиотеку будет выполняться по персональной электронной карте доступа.
План поистине грандиозный. Сдаётся, что тут уже просматривается и единая компьютерная система планирования и управления вооруженными силами России.
Подробнее здесь.
Мнение эксперта
При решении каких-нибудь неоднозначных проблем принято обращаться к экспертам. Лауреат литературной премии "Нацбест-2о15", полученной за роман "Фигурные скобки", С. Носов, в книжном вопросе, конечно же, эксперт. В своём интервью писатель заметил, что бумажную книгу он сам воспринимает куда лучше, нежели книгу электронную.
Далее цитата по источнику: "... бумажная книга – это такой долговечный носитель информации. В отличие от всей этой электроники, которая в один прекрасный момент может накрыться (говорю как бывший инженер-радиотехник, который знает, что это все лишь электрические заряды в полупроводниковых соединениях, не более того). Нельзя всю информацию доверять электронике."
С полки на мобилу
Московские власти намерены создать приложение, которое позволит бесплатно читать книги из городских библиотек на любом мобильном устройстве в формате электронных книг.
Подробнее здесь.
Я человек и ничто физическое мне не чуждо
Ниже полностью приводится текст статьи из "Комсомольской правды". Коротко говоря, последние исследования показывают. что чтение бумажных книг эффективнее чтения с гаджетов с точки зрения понимания и запоминания прочитанного.
"Ученые доказали, что тексты на гаджетах читаются дольше, а понимаются и запоминаются хуже
Фанаты электронных гаджетов утверждают, что бумажные книги уходят в прошлое, так же, как канули в лету такие носители информации, как глиняные таблички, пергамент, берестяные грамоты и узелковое письмо. И действительно, возникает ощущение, что библиотеки становятся анахронизмом. Ведь тысячи томов, которые раньше надо было собирать всю жизнь, сегодня скачиваются из интернета в один клик и спокойно умещаются в одном ридере размером с блокнот. Но ...не спешите отказываться от бумажных книг. Целый ряд ученых пришел к парадоксальному выводу: гаджеты проигрывают бумаге по самым важным параметрам.
БУМАЖНЫЙ ТИГР ПОКАЗАЛ ЗУБЫ
Специалисты исследовательской компании Nielsen Norman Group провели простой эксперимент. Добровольцам предложили прочитать один из коротких рассказов Эрнеста Хэмингуэя на разных носителях. Быстрее всего одолели произведение классика те, кому досталась бумажная книга, их показатель в среднем составил 17 минут 20 секунд. Пользователи IРad потратили на 6,2 % времени больше. А на чтение того же рассказа в электронной книге ушло еще на 10,7% времени больше.
Но главное не это. Оказалось, что материал, прочитанный в бумаге, запоминается и усваивается лучше, чем история, рассказанная килобайтами и пикселями. Кейт Гарленд из университета Лестера (Великобритания) предложил своим студентам-психологам разобраться в трудном тексте. Чтобы усложнить задачу, он выбрал непрофильную дисциплину - экономику. Выяснилось, что студентам, читавшим фундаментальную статью на бумаге, понадобилось перечитывать ее меньшее количество раз, чтобы разобраться в сути вопроса. Кроме того, спустя несколько недель они лучше воспроизводили главные аргументы и тезисы публикации.
А профессор Анне Манген из университета Ставангера (Норвегия), работая с двумя группами лицеистов, пришла к выводу, что эта же закономерность наблюдается не только при чтении научных трудов, но и при знакомстве с художественной литературой и публицистикой.
Интересные цифры приводит профессор кафедры биологии и экологии человека Северного (Арктического) университета Людмила Соколова, исследовавшая психофизические основы чтения. Оказывается, при чтении бумажных книг эффективность выполнения заданий у школьников на 7 процентов выше, чем при использовании гаджетов. Группа Соколовой фиксировала физиологические реакции организма. Выяснилось, что активность симпатической нервной системы (она возбуждает деятельность сердца) гораздо сильнее выражена при чтении бумажной книги - этот уровень повышается на 31,68%. Электронная книга стимулирует организм почти в два раза слабее - 17,23%. Это значит, что текст в бумаге воспринимается значительно ярче и в большей степени заставляет сопереживать героям и рассказанным событиям. Кстати, именно поэтому не стоит рассчитывать, что использование ридеров привьет ребенку любовь к чтению. Историям, прочитанным с электронного носителя, гораздо труднее завладеть его вниманием.
«ИРОНИЯ СУДЬБЫ ИЛИ ПРОЩАЙ, ГАДЖЕТ»
В чем тут дело? Почему мозг больше любит работать с бумажными книгами, чем с электронными? Анна Манген предлагает интересное объяснение, которое будет очень близко и понятно как раз российскому читателю. Помните сюжет знаменитой новогодней комедии «Ирония судьбы или с Легким паром?» Он был построен на том, что герой Андрея Мягкова вместо своей типовой московской квартиры на 3-ей улице Строителей, дом 25 попал в точно такую же, но в Ленинграде. Во многом это произошло потому что кварталы советских новостроек были одинаковы и безлики. Так же как и страницы электронной книги!
По мнению Анне Манген, механизм запоминания текста связан с созданием так называемой ментальной карты произведения. Чтобы найти на какой «полке» у нас в голове лежит нужная информация, память пользуется серией подсказок. Например, надо вспомнить место и обстоятельства, где эта информация была получена. В роли таких опознавательных знаков-подсказок служат тактильные ощущения от контакта с книгой, текстура страницы, обложка и оформление. Кроме того, возможность листать бумажные страницы дает мозгу создать важное ощущение объема произведения - мы можем мысленно путешествовать по страницам. Все это создает уникальную «архитектуру» прочитанного, по которой мозг безошибочно отличит З-ю улицу Строителей (или один блок информации) от другого такого же «квартала».
Электронная книга лишена каких бы-то ни было дополнительных опознавательных знаков. И эта безликость приводит к тому, что в памяти она храниться хаотичным, беспорядочным образом.
Пять малоизвестных фактов о пользе чтения
1. Начитанность напрямую связана с финансовым благополучием. Только 4% людей с высоким уровнем грамотности живут в бедности. В то же время 43% тех, кто читает мало или вообще не берет книги в руки, живут ниже прожиточного минимума.
2. Нейрофизиолог Дейвид Льюис обнаружил, что шесть минут ежедневного чтения достаточно, чтобы снизить уровень стресса на 70 процентов. Это более эффективно, чем прослушивание музыки или прогулка.
3. С 2012 года в бразильских тюрьмах стартовала программа «Искупление через чтение». За каждую освоенную книгу (по прочитанному надо еще написать эссе) зэкам сокращают срок заключения на 4 дня. В год зачитывают не больше 12 книг (получается максимально 48 дней). Статистика утверждает: уголовники, начавшие читать, после освобождения на 30 % реже совершают повторные преступления.
4. Американский исследователь Роберт Уилсон в течении 6 лет наблюдал группу из 294 долгожителей (средний возраст 89 лет). После смерти мозг каждого добровольца подвергался аутопсии, медики искали признаки деменции - старческого слабоумия. Выяснилось, что среди тех, кто читал и писал больше среднего, снижение умственных способностей шло на 32 % медленнее, чем у сверстников. У тех же, кто не интересовался книгами, болезнь Альцгеймера прогрессировала на 50 % быстрее, чем обычно.
5. Ученые института Тулузы доказали, что просматривать книгу во время еды полезно для желудка. Читая, человек медленнее пережевывает пищу, и она лучше пропитывается слюной и пищеварительными соками."
Слиться в электронном экстазе или
шуршать страницами как и прежде?
Директор Государственной публичной исторической библиотеки России М. Афанасьев дал интервью, опубликованное на ресурсе http://www.chaskor.ru. Тема интервью перспективы участия библиотек в формировании и работе Национальной электронной библиотеки России (НЭБ).
Афанасьев считает, что "Сегодня библиотека перестает быть местом, куда приходят только за тем, что там есть (то есть за книгами, составляющими фонд конкретного библиотечного учреждения - курсив наш). Скорее, это своеобразный портал, через который можно связываться со всем миром. В этом смысле, НЭБ предоставляет читателю возможность, находясь в стенах одной библиотеки или своего дома, использовать ресурсы многих библиотек." Хотя применительно к Государственной публичной исторической библиотеке, как и к другим крупным специализированным библиотекам, Афанасьев не видит большой необходимости участия в НЭБ так как у них существует определённый круг читателей со специфическими запросами.
Подробнее здесь.
Тайна Золотой долины или таинство настоящей книги
На сайте "Российской газеты" помещён очень привлекательный текст о книге, о любви к ней. Фактически о том, какие важные струны души книга способна заставить звучать. И о том, как книга становится частью судьбы. Разумеется, всё это касается только настоящей книги, а не электронной.
Книга это ведь не файл, не массив байтов. Книга вещественна, осязаема. И уже этим качеством она превосходит электронный текст. Она вступает с читателем в индивидуальные отношения, самый её вид способен вызывать воспоминания, эмоции - радость, недовольство, скуку, любовь. Книга может быть как икона. Если чтимую икону можно называть намоленной, то читаемую и перечитываемую книгу можно назвать начитанной.
Конечно, сейчас тенденция такова, что сокращается как число посетителей библиотек, так и число покупателей бумажных книг. Последний опрос ВЦИОМ показал, что количество россиян, предпочитающих бумажную книгу электронной, снизилось за три года, прошедших с последнего опроса. И составляет ныне 47%. Подробнее здесь.
Любопытно также и то, что вдвое возросло количество людей имеющих домашнюю библиотеку с 9% до 18%. И это на фоне поголовной гаджетизации.
Quo vadis?
Уже упоминавшаяся ранее Е. Колядина, публикующаяся в газете "Метро", вновь подняла в своей колонке тему электронной книги и скорой смерти книги бумажной. При этом она сослалась в частности на свою статью на сайте nauka.me и привела такой пример. Космонавт в межпланетное пространство на потащит тонны бумажных книг, а возьмёт компактное и чудовищно ёмкое мультимедийное устройство. Автор едва ли не притопывает от радости от того что бумажная книга наконец-таки на радость продвинутым пользователям канет в Лету. Как "отрицание отрицания" на очередном шаге эволюции.
В статье Колядиной открыто сквозит либералистическоя ненависть к идеологическому контролю, который был возможен при существовании бумажных книг, журналов и газет. Тогда можно было завернуть уже в редакции, на этапе подготовки любой тест, если он признавался не то чтобы идеологически вредным, а даже просто "не соответствующим". С наступлением эры электронной свободы легко стало развернуться и поместить в интернет или ещё куда любую дрянь - от дебильных по содержанию и клинически безграмотных по форме каментов на форумах до позорнейшего графоманства, которое в "тоталитарной" редакции не пошло бы дальше мусорной корзины.
Многие критики бумажной литературы превозносят технические качества электронных устройств - объём памяти, быстродействие, мультимедийные возможности - которыми "бумага" не обладает.
И вообще, полагают они, в обозримом будущем доставлять информацию в мозг будут по беспроводным каналам. Что, кроме того, определит ненужность умения писать самому, не только от руки, а даже на "клаве". Вот тогда-то, о радость, индивидуум станет совсем совершенным, прямо и быстро воспринимающим. Воспринимающим то, что захотят внедрить в его мозги контролёры информационных сетей. Короче, наступит полная ж... то есть антиутопия.
Да, бумажная книга сменила в своё время архаичные носители информации, такие как глиняные таблички или бамбуковые пластинки. Да, действительно бумажная книга сменится на какую-то форму электронного существования. Но теперешние критики бумажной книги как-то незаметно и лукаво заменяют вопросом формы (гаджет, "читалка" и пр.) и техники проблему содержания текста. Самое главное всегда было и будет что написано, а не на чём читать. А электронная форма сама по себе не эквивалентна содержанию.
Тут на днях вышел очередной выпуск "Бесогона" и как раз на тему образования. Мысль, высказанная в передаче, такова. Барахтание в соцсетях и на форумах, просмотр низкопробных, но красивеньких телепередач создаёт у занятых этим людей, в частности у школьников, чудовищно искажённое представление о собственной значимости при полной неразвитости интеллекта, тотальном бескультурии и потрясающей безграмотности. Полное незнание событий и деятелей истории России, подлинных спасителей и ревнителей Отечества заменяется осведомлённостью о похождениях и блуднях персонажей шоу-бизнеса. При этом собственной мысли, собственного отношения, попыток осмыслить тему нет даже в зародыше. Мышление, если так вообще это можно назвать, клиповое, с судорожными перескоками. Т. е. с бегством от мыслительных усилий. Поведение так то вообще на уровне рефлексов, как у амёбы.
И что ещё хуже информационные технологии кардинально упрощают и ускоряют распространение жлобства и пошлости. Количество пошлости, глупости, безвкусицы благодаря мультмедийным возможностям перешло в качество. Оставаясь на уровне писанины на заборе, низкопробщина начинает восприниматься как норма.
И что ещё хуже информационные технологии кардинально упрощают и ускоряют распространение жлобства и пошлости. Количество пошлости, глупости, безвкусицы благодаря мультмедийным возможностям перешло в качество. Оставаясь на уровне писанины на заборе, низкопробщина начинает восприниматься как норма.
И это всё происходит от нежелания читать ("многа букафф, ни асилил!), от неспособности работать вдумчиво с текстом и от полного нежелания думать вообще. "Книги пишут для того чтобы над ними размышляли" и те кто кричит: "Долой бумажные книги!" призывает на самом деле к отказу от мышления.
Меж тем в "Бесогоне" обращается внимание на то, что создатели и руководители крупнейших мировых информационных ресурсов, вроде "Твиттера", либо вообще не позволяют своим детям пользоваться гаджетами, либо строго ограничивают это использование. Они понимают, что "те кто читает книги всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор". И тем более теми кто зависает в информационной "паутине".
Меж тем в "Бесогоне" обращается внимание на то, что создатели и руководители крупнейших мировых информационных ресурсов, вроде "Твиттера", либо вообще не позволяют своим детям пользоваться гаджетами, либо строго ограничивают это использование. Они понимают, что "те кто читает книги всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор". И тем более теми кто зависает в информационной "паутине".
Гаджет-винегрет
По данной ссылке находится некое рассуждение о будущности электронной книги, названное автором "Books 2.0. Книги, которые чувствуешь". Он предвидит перевоплощение электронной книги в многофункциональный гаджет. Т. е., если в тексте описан дождь, то читающий в наушниках должен слушать шум дождя.
По сути предлагается помесь книги и видео-игры с аудио- и видеоэффектами, световыми вспышками, вибровоздействием и прочей "крутотой".
А у Паустовского или Голсуорси где вспышки будем вставлять? А вибровоздействие в классическом китайском романе где? Ну разве что в эротических сценах. Хотите получить видеосигнал от Льва Толстого и от Александра Грина, так посмотрите лучше бондарчуковскую "Войну и мир" или "Алые паруса".
Приходится признать, что запулить описанную идею был способен только человек, которые не понимает смысла слов "медленное чтение". И с книгой точно не дружит.
Страна контрастов
Е. Колядина, колумнист газеты "Метро" в номере за 17 сентября приводит любопытное сопоставление событий, имеющих место в США. Новая библиотека Политехнического университета Флориды не имеет НИ ОДНОГО экземпляра бумажных книг, только электронные (св. 135 тыс. наименований). Студенты могут читать их с планшетника или с помощью букридера (электронной читалки). Те, кто хочет получить бумажную версию, могут её напечатать по требованию. Бумажные учебники также могут приобретаться студентами за счёт университета в специальном магазине. Аналогично функционируют и некоторые другие современные американские библиотеки, такие как библиотека NASA.
В то же время в таком архипродвинутом регионе США как Силиконовая долина в начальных школах компьютеры совершенно исключены из процесса обучения. Дети читают бумажные книжки с картинками, пишут обычным мелом на доске и рисуют на бумаге карандашами. То есть тренируют продуктивное восприятие, мышление и полезную моторику, а через неё активизируют работу мозга. То есть до сотрудников американских электронных корпорация уже дошло, что обучение детей будет лучше и полезнее для учеников, если не станет гнаться за непременной компьютеризацией. Тогда, может. в скором времени и до других дойдёт?
Фантазмы минобраза
Министерство образования РФ продолжает титаническую работу по внедрению в стране электронных учебников - зеркал бумажных учебников из Федерального перечня. По мнению министра Ливанова эта затея призвана "расширить образовательные возможности школ".
Ещё одна цитата из Ливанова: " Современное образование должно соответствовать новым условиям с точки зрения технологий и содержания, а также отвечать запросам детей и их интересам (курсив наш)."
Министр кажется не в курсе того, что в итоге усилий его и предыдущих разорителей (пардон, реформаторов) школы интерес к учёбе и желание учиться вообще упал ниже плинтуса. И гаджеты тут ничего решительно не исправят. И ещё. В учебнике важно качественное наполнение, а не форма его существования. Сначала доведите учебники содержательно до ума, а потом уж можно подумать на электронной версией. И не ставить телегу впереди лошади.
Электронная книга с "эффектом присутствия"
"Исследователи из Массачусетского технологического института Media Lab создали удивительную "живую книгу" с названием «Сенсорная Фантастика», которая позволяет реально погрузиться в читаемую историю. Книга оснащена различными датчиками и механизмами, которые присоединяются к одежде читателя и позволяют ощущать все эмоции персонажей произведения. Например, при описании чувства страха специальный жилет сожмет тело читателя, при волнении он будет вибрировать, эмитируя дрожь, а в некоторых условиях будет изменять температуру кожи.На данный момент прототип изобретения был протестирован на повести Джеймса Типтри-младшего "Девочка, которую подключили". Однако некоторые не уверены, что устройство сможет передать эмоции, которые формируются во время чтения в мозге человека, передает Mail Online". (текст по источнику http://24smi.org/).
По-моему, это чушь. Если человек не способен сопереживать тексту с силу своей культурной или образовательной недостаточности, то его бесполезно подгонять электронной плёткой. Они бы ещё генератор инфразвука туда встроили, чтобы он включался в сценах опасности. Уж если хочется наращивать элементы восприятия текста электронной книги, то лучше за счёт богатого видеоряда ( синхронизируемые с процессом чтения иллюстрации с музыкальным или шумовым сопровождением).
Книги бумажные или электронные - что пробудет дольше?
Что ж, действительно - традиционные печатные книги, похоже, отжили свой век, им на смену пришёл формат электронной читалки. "Раньше было лучше, люди читали книги" – скажет критик электронного подхода. И тоже будет прав. Но и в давние времена, когда не знали что такое "байт", но хотя бы слышали, что такое "бейт", книжность была счастливым уделом немногих.
Фантазмы минобраза
Министерство образования РФ продолжает титаническую работу по внедрению в стране электронных учебников - зеркал бумажных учебников из Федерального перечня. По мнению министра Ливанова эта затея призвана "расширить образовательные возможности школ".
Ещё одна цитата из Ливанова: " Современное образование должно соответствовать новым условиям с точки зрения технологий и содержания, а также отвечать запросам детей и их интересам (курсив наш)."
Министр кажется не в курсе того, что в итоге усилий его и предыдущих разорителей (пардон, реформаторов) школы интерес к учёбе и желание учиться вообще упал ниже плинтуса. И гаджеты тут ничего решительно не исправят. И ещё. В учебнике важно качественное наполнение, а не форма его существования. Сначала доведите учебники содержательно до ума, а потом уж можно подумать на электронной версией. И не ставить телегу впереди лошади.
Электронная книга с "эффектом присутствия"
"Исследователи из Массачусетского технологического института Media Lab создали удивительную "живую книгу" с названием «Сенсорная Фантастика», которая позволяет реально погрузиться в читаемую историю. Книга оснащена различными датчиками и механизмами, которые присоединяются к одежде читателя и позволяют ощущать все эмоции персонажей произведения. Например, при описании чувства страха специальный жилет сожмет тело читателя, при волнении он будет вибрировать, эмитируя дрожь, а в некоторых условиях будет изменять температуру кожи.На данный момент прототип изобретения был протестирован на повести Джеймса Типтри-младшего "Девочка, которую подключили". Однако некоторые не уверены, что устройство сможет передать эмоции, которые формируются во время чтения в мозге человека, передает Mail Online". (текст по источнику http://24smi.org/).
По-моему, это чушь. Если человек не способен сопереживать тексту с силу своей культурной или образовательной недостаточности, то его бесполезно подгонять электронной плёткой. Они бы ещё генератор инфразвука туда встроили, чтобы он включался в сценах опасности. Уж если хочется наращивать элементы восприятия текста электронной книги, то лучше за счёт богатого видеоряда ( синхронизируемые с процессом чтения иллюстрации с музыкальным или шумовым сопровождением).
Книги бумажные или электронные - что пробудет дольше?
Что ж, действительно - традиционные печатные книги, похоже, отжили свой век, им на смену пришёл формат электронной читалки. "Раньше было лучше, люди читали книги" – скажет критик электронного подхода. И тоже будет прав. Но и в давние времена, когда не знали что такое "байт", но хотя бы слышали, что такое "бейт", книжность была счастливым уделом немногих.
То есть относительно небольшого числа хорошо образованных и обеспеченных людей,
Источник: http://www.wikipaintings.org |
Нынче же объём необходимой информации, которую нужно воспринять и усвоить для достижения образовательного и культурного стандарта эпохи, возросло в разы но способность человека усваивать информацию существенно не изменилась. Информационный поток, вливающийся в наше сознание, в первую очередь через электронные СМИ и интернет, резко уплотнился и ускорился. Так что времени на неторопливое вдумчивое чтение удаётся выкраивать всё меньше. Да и желания такого не возникает. На место широкой образованности пришла узкая (иногда чрезмерно узкая) специализация. На рост информационного потока мы отреагировали очередным уплотнением информационной среды и увеличением скорости процессов обмена информацией.
Но при этом мы теряет глубину осмысления. "Крошка, давай сделаем это по-быстрому!" А быстрее не всегда значит лучше.
В этих условиях традиционная книжная культура, уходит на задний план. На смену понятию "знание" приходит понятие "информированность". Прагматическая, узкопредметная, сиюминутно важная осведомлённость ценится в целом выше, чем фундаментальные, но сиюминутно не слишком полезная общая образованность и "культурность". В повседневной жизни всё более доминирует легкоусвояемая и общедоступная массовая культура, а тяжеловесная и труднодоступная элитарная культура, воплощённая в собраниях классических книг, уходит в тень. Беда в том, что люди встали на путь опрощения, в предельном варианте это путь от человека-личности к человек-функционалу.
В доводах в пользу тех же электронных книг или гаджетов с круглосуточным он-лайном превозносятся только физические характеристики информационных процессов – компактность электронных форм и архивов, удобство электронных ридеров или смарт-фонов, скорость пересылки информации и скорость доступа к ней, возможность использовать различные видео-представления.
Всё это верно. Но апологеты электронных технологий начисто забывают о предметно-эстетической составляющей книжной культуры – для них имеет значение лишь информационный аспект. И конечно же электронные энтузиасты игнорируют уязвимость технической составляющей электронного формата. Читалка мертва без аккумулятора; компьютер нуждается в электропитании от сети; информация на электронных носителях слишком уязвима для вирусов или технических сбоев.
Для пользования традиционными книгами не нужны никакие технические посредники – читать можно даже при свечах. А надёжность и долговечность увесистых томов много выше, чем у любого электронного носителя – истребить их могут разве что стихийное бедствие или злонамеренное уничтожение, как в "451° по Фаренгейту".
Но всё же следует признать, что роль книжной культуры и традиционной книги в наше время заметно уменьшилась. Он и дальше продолжает уменьшаться по объективным причинам – слишком резко меняется жизнь и слишком она становится информационно перегруженной и нервной. Но кризис прежней, книжной, культуры ещё не означает её гибели, её потенциал велик. Возможно даже более велик чем это сейчас кажется.
Источник: http://www.superstyle.ru, 21.01.2104 г., "Любимые книги. Культура в переплёте".
Электронная книга и поэзия
Для дальнейшего продвижения электронных читалок приходится всё равно обращаться к классическому литературному наследию.
На основе иллюстрированной четырехтомной антологии русской поэзии "Круг Лета Господня" было создано приложение для iPad "Живая поэзия", которое одержало победу на книжном конкурсе "Книга года – 2013" в номинации "Электронная книга". На страницах мультимедийного приложения можно не только прочесть поэтические произведения, но и услышать их в исполнении российских актеров. Видеоряд, сопутствующий стихам, представляет собой анимационные фильмы, снятые по шедеврам русских художников.
Подробнее здесь.
Электронная? Книга? Скажете тоже!
Электронная? Книга? Скажете тоже!
Следующий текст опубликован женским электронным журналом "Супер-стиль". Не могу не сделать к нему небольшое предуведомление. Есть такое понятие "намоленная икона". Очевидно, есть и понятие "начитанная книга". Книга со своим "провенансом", книга как вещное воплощение мыслей и переживаний некогда читавших её людей.
"ЗАПАХ СТАРЫХ КНИГ
В минуты хандры и мимолетной грусти я беру в руки Её. Глажу по
немного шершавой поверхности, провожу указательным пальцем по утопленным
золочёным буковкам на обложке, вдыхаю ни с чем не сравнимый аромат — старого
чая, истлевшей кожи, сухого дерева, разглядываю пятнистые, словно покрытые
веснушками листы, любуюсь искусными гравюрами и маленькими, но гордыми
выскочками "ятями".
Это книга... Книга с историей, пережившая много десятилетий,
нескольких императоров, войн и революций, встреч и расставаний, радости и горя.
Она старше меня более чем на сто лет, но я не испытываю неловкости в общении с
ней, как будто мы с ней старые друзья и нам с ней есть, что вспомнить.
Я люблю старые книги, не
обязательно старинные, просто старые. Да, они не сияют белизной страниц, не
издают волнующего хруста, того, что свойствен лишь новым книгам, раскрываемым в
первый раз, в них могут быть загнутые уголки, надорванные переплёты, капли чая
или кофе на страницах, карандашные пометки на полях. Но они такие живые, в них
ещё теплится частичка души старого хозяина, который ценил её — вот даже подпись
на форзаце сохранилась. А у этой книги края страниц на обрезе немного
истрепались, как будто велюровые на ощупь, а некоторые даже выступают вперёд —
сразу видно, что книгу читали, перечитывали, давали читать знакомым.
Если хотите понять, о чём
я, зайдите в библиотеку. Не мимоходом, а надолго, на час, на два. И в такую
библиотеку, где можно самому походить между полок, поводить рукой по корешкам
стоящих стройными шеренгами книг, подышать библиотечным духом и, наконец,
выбрать ту, которая придётся вам по душе. Там есть много книг в единственном
экземпляре, читая которые, создаётся ощущение, что она такая одна,
неподражаемая, уникальная. Ну разве есть ещё на свете книга, в которой на
последней странице указан чей-то номер телефона и имя — Анна. Так и хочется
набрать этот номер, сказать: "Здравствуйте, Анна!"
А вот книга, пестрящая
пометками на полях, замечаниями, восклицательными и вопросительными знаками.
Видимо, её читал какой-то учёный, филолог, быть может, она помогла ему написать
какую-то важную исследовательскую работу или даже сделать открытие.
А в этой книге наспех записанный карандашом рецепт лимонного
пирога. Дай-ка и я такой сделаю! "Резать лучше мокрым ножом". Рядом —
список ингредиентов, и даже стоимость подсчитана — 3 руб. 17 коп.
В одной из библиотечных
книг я нашла десятирублёвую купюру 1909 года, которая, наверное, использовалась
в качестве закладки. Вряд ли кто-то хранил это сокровище на чёрный день.
Скорее, это паспорт данной книги, её заявка на индивидуальность, её личная
история. А ещё в одной — засохший, но ещё не истлевший кленовый листок. Да ведь
это не просто листок, это послание, привет от предыдущего читателя. Кто знает,
о чём он думал, вкладывая его в книгу? Быть может, о чём-то очень хорошем и
трогательном. Во всяком случае, при каждом взгляде на это послание из прошлого,
я испытываю приятное волнение.
Я тоже стараюсь оставлять в книгах какие-то предметы — старые
календари или открытки, желательно с подписью, закладки ручной работы,
чёрно-белые фотографии, вышедшие из употребления купюры, открытки с притчами
или афоризмами. Ведь у каждой книги должна быть своя биография, свой голос,
помимо голоса её автора.
Люблю давать книги на
время, почитать. Перед этим я долго готовлю их к путешествию: ставлю экслибрис,
оборачиваю в красивую бумагу, вкладываю открытку или закладку. Возвращаются они
ко мне уже иными, храня тепло рук другого человека, свежесть его мыслей. Они
становятся частью чужого мира, чужого пространства, и в своём послужном списке,
своеобразной трудовой, получают новую "запись". От этого они становятся
для меня ещё ценнее.
"Магистр парфюмерии" Лука Турин писал о запахе книг:
"Когда бумага из древесины хранится годами, это вещество начинает
разлагаться и придаёт замечательный запах бумаге. Таким образом провидение
ответственно за запах старых книг, напоминающий абсолют ванили хорошего
качества, подсознательно вызывающий голод к знаниям во всех нас".
А теперь попробуйте
понюхать электронную книгу. Или монитор ноутбука. А что заменит нам уютный
шелест страниц? Прав, прав Умберто Эко, убеждающий всех, что век книг ещё
далеко не окончен. Об этом он рассуждает в написанной совместно с Ж.-К.
Карьером книге-беседе "Не надейтесь избавиться от книг!": "Книга
— это как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были
изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь".
Я знаю одного человека.
Он — вольный художник, из тех, кто сегодня здесь, завтра — там. Мы
познакомились с ним на юге Китая, где я была проездом, а он писал картины,
стихи и заодно прятался от суровой сибирской зимы. Сейчас он, кажется, где-то в
Таиланде. Или на Филиппинах. Путешествует налегке, с одним рюкзаком.
Единственная вещь, с которой он не расстаётся никогда — небольшая книжечка,
подаренная ему бабушкой. На мой вопрос, чем она ему так дорога, мой знакомый
ответил: "Эта книга не позволяет мне забыть, кто я и откуда". Ну
разве можно такое сказать об электронной книге?
При этом я совсем не
против электронной книги. Она удобна, занимает мало места и уже не раз выручала
меня в длительных поездках. Но всё-таки соглашусь со Станиславом Лемом, который
на вопрос об отношении к электронным книгам ответил: "Да что вы?! Их же
нельзя обнюхивать!"
Д. Власюк"
Об электронной книге в общем и целом
Следующие замечания были составлены к пресс-клиппингу материалов Интернет, составленному в первом полугодии 2009 года по теме электронной книги. Задачей этого пресс-клиппинга было представить набор возможностей представления книги в электронном виде. А также хотя бы бегло представить основанные на книгах мультмедийные продукты. Поэтому пресс-клиппинг носил название "Книга меняет облик".
Книга меняет облик
"Книга - непериодическое издание в виде сброшюрованных бумажных
листов или тетрадей с отпечатанной на них текстовой, графической,
иллюстрационной информацией, объемом более 48 страниц, как правило, в твердом
переплете" (процитировано по Википедия).
В настоящее время, и чем дальше, тем больше, материальное воплощение
такого культурного феномена как книга становится более разнообразным. Материалы
ниже приведённого выборочного пресс-клиппинга показывают, что уже современные
информационные технологии позволяют представить "книгу" в широком
спектре физических вариантов, обладающих дополнительными возможностями
восприятия текста (в широком смысле, текста как содержания). Поставим слово "книга"
в кавычки, поскольку очевидно, что современные технические возможности
позволяют уйти далеко от определения, даваемого в Википедии.
Проблема электронной книги может рассматриваться с двух, как минимум,
точек зрения. Первая – проблема формы.
То есть то, в каком физическом виде существует "книга". Вторая –
проблема содержания. Здесь можно
говорить не только о содержании в традиционном смысле, но и о мультимедийных
возможностях. О том, какими видами изображения, звука, анимации или видео будет
дополнен текст.
Попробуем привести в какое-то подобие системы те варианты последующего
бытования "книг" - формы, которые уже существуют, только намечены или
которые могут проявить себя в ближайшее время. При этом будем сознавать, что
расстояние от возможности до практической целесообразности может быть довольно большим.
1. "Гибрид" - изделие,
совмещающее в себе традиционную книгу и электронные устройства выхода на
мультимедийное воспроизведение материала книги.
1.1.
USB-книги с картой памяти и специальным программным
обеспечением - хранение информации и подключение к телевизору, компьютеру и
другим периферическим устройствам.
1.2.
Книга с электронной меткой. При входе с ней в
специально оборудованную мультимедийную комнату возникнет фоновое сопровождение
(музыкальное сопровождение, шумы, (свет, запахи - почему бы и нет?) подходящее
для чтения именно этого произведения.
1.3.
Книга,
дополненная электронным носителем (CD, DVD и т. п.), выпускаемая в виде альбома с кармашком
для носителя. Примерным аналогом являются продающиеся в рознице детские издания
или журналы. А также периодические издания на темы электронных игр или на тему
музыкального искусства.
2. "Зеркало"
- электронное отображение бумажного издания, своего рода факсимильное
воспроизводство в цифровом формате. При этом бумажная книга может оставаться в
хранилище, а читатели или покупатели получат именно отображение – на носителе
или в сетевом варианте.
2.1.
Электронный носитель, помещённый в оформленную
коробочку (с отпечатанным типографским способом вкладышем) или в альбом. Но уже
без бумажного варианта издания, т.е. "книга" на CD – основной вид
представления.
2.2. "Книга", представляющая собой специализированный компьютер
(устройство для чтения) и записанный в нем текст. Примеры: Sony Reader PRS-505, Kindle DX, lBook eReader
v3, e-BOOK REB1100 и другие.
2.3. Точное цифровое отображение отдельных бумажных книг или
других изданий, например картографической продукции. При оцифровке получается "книга"
у которой – для придания ощущения подлинности – сохраняются все видимые дефекты
бумажного носителя – пятна, трещины, утраты. Или наоборот – читателям "книга"
или изображение (фото, рисунок и т. д.) предлагается в отреставрированом виде.
2.4. Возможность, дополняющая предыдущий вариант реализации
- виртуальная "книжная полка". Это сервис визуализации оцифрованной
библиотеки, позволяющее выбирать книгу из базы данных (по цифровому каталогу),
изучить обложку, просмотреть верстку, иллюстрации, почитать отрывки, привычным
движением перелистывая страницы. Другая версия позволяет "вертеть" на
экране трёхмерное изображение книги, например чтобы со всех сторон исследовать цифровое
факсимиле раритетного издания.
2.5. Отображение библиотечных, издательских или выставочных
каталогов в цифровой форме. Подобная форма представления уже достаточно широко
распространена в варианте интернет-магазина.
2.6.
Перспективный информационный носитель,
реализующий свои возможности в специально организованной медиа-среде. Это м.
б., например брелок с микрочипом, запускающийся в работу в бесконтактной среде
(типа Wi-Fi). Или
работающий через терминал типа аудио-видео маски, дающий высокий эффект
присутствия в информационной среде.
3.
"Цифра" – представление материала "книги" только в форме текста на
компьютере – без дополнительного оформления или иных возможностей, без "затей".
3.1.
библиотека М. Мошкова (Lib.ru)
3.2.
http://bookz.ru/
3.3.
…….
Неудобством некоторых действующих форм типа Цифра является их доступность только через подключение к сети. По
сути дела, форма "книги" Цифра
- это упрощенная или подготовительная форма Зеркала.
4. "Электронная читалка"
Самый распространённый в начале 2010-х годов вариант. "Книга"
представляет собой специализированный планшетный компьютер, в который заносятся
файлы с текстами книг. Разных моделей "читалок" выпускается такое
количество и они получают такое широкое распространение, что Яндекс по запросу
"электронная книга как выбрать" выдаёт десятки миллионов ответов. Например
вот этот.
Варианты практических подходов
Многие варианты выше перечисленных форм "книги" являются
сугубо перспективными (медиа-кабинеты, -зоны, предметы с микрочипом и т. д.) и
могут вовсе не дойти до реального воплощения.
Кроме того, различные варианты звукового или видео-сопровождения будут
более уместны для детской литературы, для беллетристики или для изданий по
искусству и культуре.
Для нужд практических – преподавание, предпринимательская и
научно-техническая литература – изощрённые медиа-возможности представления
материала в настоящее время являются, очевидно, избыточными.
Индивидуальная работа специалиста с "книгами" может, в идеале,
происходить в несколько последовательных этапов.
Первый – использование время от времени отдельных электронных книг,
реализованных наиболее простым и доступным способом – на носителях CD c просмотром на
рабочем или личном компьютере.
На втором этапе происходит формирование личной профессиональной подборки
"книг". При достаточных её объемах могут понадобиться и средства
управления "библиотекой" – СУБД или даже soft типа "виртуальной
книжной полки".
Третьим этапом станет, возможно, виртуальный "личный кабинет"
со средствами управления контентом, пополнения "книжного собрания",
ведения рабочих записей и тому подобное. Реализован он может быть как на
домашнем компьютере, так и на сайтах организаций (на месте работы читателя) или
на сайтах крупных библиотек (информационных центров). Примерный аналог такого
варианта – "личная корзина" в интернет-магазине.
Возможности электронного воплощения текста позволяют выпускать одну
редакцию текста в разных видах представления, подготовленных для разных
платформ. Или предоставлять их читателю по запросу в том виде, в каком ему
будет удобно.
Кроме того, небесполезно было бы дополнить текст "книги"
служебными возможностями, позволяющими автоматизировать каталогизацию и
управление личным собранием, как это предполагается в рамках второго этапа
использования. Наличие такого сервиса может быть одним из фирменных качеств издателя
электронных книг.
Следуя примеру бумажных книг – при наличии достаточного количества
материала – можно выпускать тематические серии "книг" электронных. И
оформлять серии в едином стиле.
Наконец, можно подумать и о таких вариантах решения "книг",
которые превращали бы их в комплексы "текст-звук-видео-интерактив"
(лекционные курсы, научно-техническая литература, книги по искусству и т. п.). Одна
и та же "книга" может существовать в разных "модификациях"
- попроще и посложнее. Например, только выводимый на экран текст или же с
дополнением текста анимированной графикой во всплывающих окнах. Или учебные
курсы для школы и для вуза – по одному предмету, но с разной степенью
подробности и разной мерой иллюстративности. Соответственно, при предложении у
модификаций будет и разная цена.
Комментариев нет:
Отправить комментарий