пятница, 30 мая 2014 г.

Как сказал Веллер ...
Газета "Мой район" поместила небольшое интервью с М. И. Веллером, принявшем участие в IX Санкт-Петербургском книжном салоне. Приведём некоторые выдержки из этого интервью.
"... По всему миру падают тиражи книг и количество книжных магазинов, выживают только книги подарочного оформления и детские - родители и бабушки всегда будут покупать книги детям. ... Книги - это особенный товар, через который самовоспроизводится культура".
"... Литературы много не бывает. Отличие литературы от СМИ в том, что она ненавязчива. (На телевидении и в интернете) информация бросается (человеку) в глаза и норовит вцепиться в мозг. А когда книги стоят на полках, они никого не трогают. Поэтому пусть будет больше книг - хороших и разных, перебора тут нет".

четверг, 29 мая 2014 г.

Почти эпиграф.
Источник:  http://ze6.ru/ja-sova-ja-ne-hochu-spat-ja-hochu-pit-kofe-i-chitat-knigi-dd.html

Ещё кое-что интересное в связи с прошедшим Книжным салоном. В номере от 28 мая  газета "Петербургский дневник" пишет, что по сравнению с салоном 2013  года резко выросла посещаемость - с 40 до 170 тыс. человек. И что в рамках салона прошёл семинар-конференция "Развитие книжной инфраструктуры и маркетинг чтения в цифровую эпоху". То есть книгочейство уже нуждается в дополнительных усилиях по своему поддержанию и развитию. В частности в социальной рекламе.
И как-то сразу приходит на память плакат из далёкого прошлого, из времени борьбы за ликвидацию неграмотности в Советской России. 

суббота, 24 мая 2014 г.

Посетил IX Санкт-Петербургский книжный салон. Уже традиционно приятно удивляет разнообразие книг и полиграфии предлагаемое для детей. Изрядно представлена литература по истории России и по мировой истории, много книг по культуре и искусству. Пожалуй, беллетристики даже меньше.
Салон проводится одновременно с празднованием Дня славянской письменности и культуры. Отчасти поэтому, по-видимому, много представлено православных изданий, Но была и книжная стряпня одной американской тоталитарной секты. Последнее - явное и грубое упущение организаторов салона.
Мой собственный "улов" получился следующим:
1. В. Конецкий "Кто смотрит на облака". Лениздат Классика, 2013 г.
2. А. Генис "Уроки чтения. Камасутра книжника". АСТ, 2013 г.
3. М. Гаспаров "Занимательная Греция". Новое литературное обозрение, 2013 г.
4. П. Волкова "Мост через бездну", кн. 1 и кн. 3. Зебра, 2014 г.
Среди участников салона заметил петербургских авторов В. Мальцова, К. Мелихана, историка и литератора Я. Гордина, писателя и журналиста Андрея Максимова, известного также своими работами на телевидении.
Ещё из любопытного можно отметить издания, представляющие собой воспроизведение "один в один" книг и брошюр дореволюционного периода, а также 20-х годов ХХвека.
Сегодня многое совпало вольно или невольно. В эти же дни проводится Петербургский международный экономический форум и очередной фестиваль викингов у Петропавловки. А 27 мая - Общероссийский день библиотек. Ну это ладно. Важнее, что настроение салона поддержали прекрасная погода и сирень в полном цвету на Манежной площади и на Марсовом поле.

среда, 21 мая 2014 г.

"Утро" накануне салона
В преддверии начала "9-го Cанкт-Петербургского международного книжного салона - 2014" газета "Утро Петербурга" подготовила специальный номер, где основные материалы были посвящены этому событию и текущему состоянию петербургской книжной культуры. Приведём некоторые особо интересные цитаты из материалов газеты.

Гендиректор петербургской книжной сети Д. Кротов: 
"На государственном уровне начали медленно осознавать глобальность и значимость данной проблемы, поняли, что книги и чтение формируют объемы качества образного мышления россиян. А образное и художественное мышление в русской культуре и языке приводит к тому, что человек начинает повышать свою эффективность, выражающуюся в производительности труда, социальной активности, общественной деятельности и культурном развитии. В какой‑то момент фокус государственного внимания вынуждено придет к тому, что для сохранения целостности языка, культуры и самосознания россиян книга как инструмент станет главной".
Но тот же Кротов невесело констатирует: "... за последние годы закрылось большое количество книжных магазинов. Сегодня их осталось примерно полторы тысячи, а в 1990 году было около 8,5 тысяч. Я думаю, что это глубокий инфраструктурный книжный кризис, который влечет за собой удорожание книги из‑за сокращения тиражей". 
То есть появляется порочный круг - книги мало покупают, потому что они дороги, а времени на вдумчивое чтение у людей стало мало из-за ускорения темпа жизни. Наиболее "продвинутые" соотечественники по уши в гаджетах и постоянно on line, так что им не до чтения. А так как книги мало покупают, то издание уменьшающихся тиражей удорожает каждый отдельный экземпляр и книга становится ещё менее доступной.
Петербургская писательница О. Лукас отвечая на вопрос газеты о том, с какой книгой она могла бы сравнить С.-Петербург и Москву ответила: "Санкт-Петербург — это книга в вязаной суперобложке, с закладкой, плетенной из бисера, с цветами и письмами между страниц. А Москва — электронная книга, в которой помимо функции чтения есть еще много других: позвонить, посмотреть, послушать, "лайкнуть" ". То есть с её точки зрения Петербург намного душевнее, индивидуальнее, интимнее Москвы.

Знак премии "Книжный червь".
Источник: http://utrospb.ru/articles/40178/
В "Утро Петербурга" также перечисляется кому и за что была вручена 23 апреля 2014 года, во Всемирный день книги, новая профессиональная премия "Книжный червь". Особенность данной премии в том, что она предназначена отметить заслуги книжников в самом широком смысле слова - не только писателей или книжных иллюстраторов, но и коллекционеров, библиофилов, искусствоведов, критиков, преподавателей и так далее.

Отдельный материал газеты посвящён братьям Стругацким. А точнее выходу второго, значительно дополненного, издания книги о них под названием "АБС. Двойная звезда". Автор- Б. Вишневский, депутат петербургского ЗакС, хорошо знавший Б. Н. Стругацкого.

среда, 7 мая 2014 г.

Почитать и закусить
На карте международного проекта "Маленькая свободная библиотека" (Little Free Library) появился первый российский пункт обмена книгами - в Петрозаводске. Необычная библиотека в одном из городских кафе работает по принципу - взял книгу, оставь взамен другую. 

"Little Free Library" - международная сеть точек обмена книгами. На карте проекта более 15 тыс. "маленьких свободных библиотек" в 40 странах мира, теперь появилась одна и в России.
Источник: ИТАР-ТАСС

вторник, 6 мая 2014 г.

Петербургский Дом книги больше не двоится.

Комитет по управлению городским имуществом С.-Петербурга (КУГИ) направил частной компании – ЗАО "Зингер" – уведомление о расторжении договора аренды здания на Невском проспект, д. 28. То есть исторического здания Дома книги.
В КУГИ расторжение мотивируют тем, что арендатор на выполнил условий договора – после реконструкции здания не передал помещения книжного магазина в субаренду принадлежащему городу ОАО "Торговая фирма "Санкт-Петербургский Дом книги", которые исторически она занимала. ЗАО "Зингер" сопротивляется и подал арбитражный иск. 
Источник: http://commons.wikimedia.org
По информации КУГИ на май 2014 года площади на Невском, дом 28 использует компания ООО "СПб Дом книги", которая, насколько это известно, аффилирована с ЗАО "Зингер".
Т.е. на деле в Петербурге имеется два книготорговых юрлица с названием "Дом книги". У обывателя голова идёт кругом (курсив наш).
"Зингера" рука - владыка. Есть сведения о тенденции к использованию исторических площадей в Доме книги не по их функциональному назначению, а также к их уменьшению. Теперь появляется возможность того, что книжная сеть ОАО "Торговая фирма "Санкт-Петербургский Дом книги", где городу принадлежит 51%, сможет вернуться на своё историческое место в Дом Зингера. Ведь ранее фирму, которая предоставляла жителям Северной столицы уникальный выбор книг петербургских писателей, профессиональной и учебной литературы, лишили её основной торговой площадки на Невском пр., 28, а она приносила компании до 80% валовой выручки.
Главное же что Дом книги снова станет домом Книги, а не просто коммерческой недвижимостью (курсив наш).