суббота, 14 июля 2018 г.

Новое и старое
Как известно, в С.-Петербурге при поддержке городских властей произведен выпуск двух серий книг петербургских писателей: "Тайны. Мифы. Легенды", "Писатели на войне, писатели о войне". Московские власти также пошли по этому пути и сейчас поддерживают издание книжных коллекций, включающие литературу по истории и искусству, архитектуре и кинематографии, а также издания московских писателей. В частности книги из этих серий были направлены в качестве дара в библиотеки Калуги.

Эти начинания безусловно  полезны, особенно если не забывать о тех проблемах, с которыми сталкиваются российские библиотеки и архивы, в том числе первого ряда, в сохранении находящихся в их фондах старинных документов, имеющих зачастую фундаментальное значение для отечественной истории и культуры. Вопрос сохранения старинных документов и рукописей стоит, как оказывается, весьма остро, поскольку финансирование их реставрации сильно урезано.
Отблеск Серебряного века под землёй
Недавно ехал в необычном вагоне метро. Внутри он весь был декорирован и оформление было посвящено поэзии Серебряного века - Гиппиус, Ахматовой, Мандельштаму и другим. В оформлении использованы репродукции фотографических и живописных портретов поэтов, цитаты из их произведений, мотивы графики модерна и картин мирискусников. 

Очень приятно было ехать в таком вагоне. Ещё и потому, что отсутствовала эта с...ая реклама. Жаль, что из-за тесноты и краткости поездки получше рассмотреть весь интерьер не получилось. Подробнее здесь.

суббота, 7 июля 2018 г.

Ядовитый том
По мнению некоторых учёных в старину книги могли  пропитывать отравой не только, чтобы укокошить врага - любителя пошуршать страницами. Помнится в фильме "Королева Марго" таким образом уходили короля Карла 9-го, подсунув ему трактат по охоте с отравленными страницами. Но наносили на книгу яд и чтобы просто защитить её от потравы грызунами. Подробнее об этой практике здесь.

вторник, 3 июля 2018 г.

Горькое признание

Писатель А. Курчаткин на сайте http://izbrannoe.com так высказался о сути литературного труда: «Литература, не выражающая сущности происходящей вокруг жизни, как ни замечателен стилистически будет автор, как ни парадоксально его художественное мышление, − это литература, обращающаяся в пустоту. Дневник личности, использующей литературную форму в чисто психотерапевтических целях.
...
Лишь литература, обращающаяся к внутреннему миру конкретного человека, живущего в конкретной бытовой и политической обстановке, становится тем явлением, которое и называется собственно литературой. В этом роль и назначение литературы, нужно непременно заметить, сходятся со смыслом религии в человеческом обществе, почему в отдельные моменты человеческой истории литература становится второй религией.

В современной России это понимание литературы утеряно что в обществе, что в самом литературном «котле». Отдельные еще сохранившиеся критики отчаянно пытаются противостоять утрате фундаментальных понятий о литературе и сохранить то высокое знание и понимание, что было выработано за два столетия, которые в России существует литература, но силы их малы, количество ничтожно, и вот уже кажется, что точка невозврата пройдена и литературе в отечестве, как и экономике, настал конец. Отдавши литературе жизнь, верить в это не хочется».

Источник: http://izbrannoe.com

Принципы шоу-бизнеса давно и действительно бесповоротно изгадили телевидение, изрядно напакостили в кинематографе. Когда смотришь на полки книжных магазинов, то начинаешь думать, что и литература ими заболела (курсив наш).

пятница, 29 июня 2018 г.

Прочитал мемуары британского морского офицера, воевавшего во Вторую мировую на Средиземном море на канлодке. Книга так и называется "Канонерка 658". Интересно было прочитать личные свидетельства несоветского участника войны, раньше подобного материала как-то не попадалось.

Написана просто, довольно живо. Описаны как боевые походы, так и течение морской жизни вообще. Немало внимания автором отдано такому важному для любого моряка обстоятельству, как качество питания на борту. И тем впечатлениям, которые он получал, меняя палубу на краткий отдых на суше.

Примерно так выглядел эта канонерка.
Источник: здесь.
Несколько неожиданно воспринимается то, насколько активными были действия британского флота в Средиземном море у западного побережья Италии и в Адриатике. И неожиданно как издательство "Центрполиграф" сподвиглось на издание такой нехарактерной для массового рынка книги. Как и на выпуск другой книги военно-морских мемуаров, на сей раз американского автора А. Лотта, о минной войне "Самое опасное море. Минная война в годы Второй мировой".
Правда, последняя написана намного хуже первой. Её текст больше напоминает журнал боевых действий или технический отчёт.

суббота, 2 июня 2018 г.

На встрече с читателями в рамках книжного фестиваля "Красная площадь" министр культуры РФ В. Мединский высказался следующим образом по вопросу о господдержке литературной деятельности: "Вопрос, какие произведения, авторы получают господдержку. Я всегда говорю о том, что заниматься культурным мазохизмом, то есть оказывать государственную поддержку тем идеям авторам и проектам, которые работают против нашей страны, мы не будем. К цензуре это никакого отношения не имеет, это наша позиция".

А то с перестройки привыкли многие квазикультурные деятели привыкли самовыражать себя тем, что класть из-под хвоста на страну, её историю и народ, но требовать  при этом себе, любимым, государственных денег. Пусть сами бегают за своими тридцатью серебренниками.

Подробнее здесь.
Летние Книжные аллеи в 2018 оказались как-то не очень.
Пустовато, в смысле выбора книг. Может быть дело в том, что сезон Аллей только начался (с 21 мая)? Но бодро верещит в микрофон массовик-затейник (пардон, аниматор), бодро пляшут и поют детские ансамбли. И кипит рядом Невский - в жратвенно-сувенирно-суетливом пространстве идёт интенсивный туристический чёс. До книг ли тут?

Унёс только сборничек М. И. Веллера под незатейливым названием "Любовь и страсть". Но это всё же Веллер, так что рассчитываю на интересные впечатления от прочтения.

четверг, 31 мая 2018 г.

Центральная российская площадка
С 31 мая по 3 июня - время проведения московского книжного фестиваля "Красная площадь". Сайт "Российской газеты" публикует подборку материалов, посвящённых событию. Например в интервью с М. Сеславинским, руководителем ФА по печати и массовым коммуникациям, где вновь обсуждается тема соотнесения традиционной книги и гаджетов в процессе чтения. Ведь чтение книг требует умственного труда, в ярком и динамичном мире электронной информации этого не нужно - скачи кликами туда-сюда, болтайся по интернету как оно в проруби.

Но присутствие 400 издательств на фестивале показывает, что выпускаемые ежегодно 120-125 тысяч наименований книг всех направлений, включая малотиражную специальную литературу, востребованы. Сеславинский посетовал на дороговизну книг в России, но в качестве какого-то оправдания заметил, что за рубежом они намного дороже. Так и доходы там другие, в том числе у тех кто занят интеллектуальной деятельностью и кому книги всего нужнее (курсив наш).

среда, 30 мая 2018 г.

Лучше поздно, чем никогда
В Россию вернулись семь исторических фолиантов XVIII века, похищенных немецко-фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны из Великого Новгорода. 
Кукрыниксы: "Бегство фашистов из Новгорода"
Об этом сообщает Регнум. Как и том, что в войну только из Новгорода фрицы вывезли 34 тысяч книжных раритетов. "Культурная европейская нация", блин.

понедельник, 21 мая 2018 г.

Приключения критского кормщика
Прочитал книгу В. Д. Гладкого "Колыбель богов" - историко-приключенческий роман из эпохи крито-микенской цивилизации. Написано сочно, с превосходным знанием темы - материальная культура, обычаи и ритуалы, политические отношения древних средиземноморских государств, критское искусство и морское дело. Конечно, с литературной точки зрения роман простенький. 

Приключения героя - юного кормщика-кибернетоса по имени Даро - выглядят несколько натянуто, уж больно быструю дипломатическую и военную карьеру сделал юноша в этом романе.
Но в сочетании с другими деталями повествования всё в целом воспринимается неплохо. Показано для подростков, изучающих в школе историю Древнего мира.