среда, 25 мая 2022 г.

Антироссийские санкции, предпринятые  странами коллективного Запада начали приносить свои, подчас неожиданные плоды. Заявлено освобождение высшего образование от западных стандартов. т. е. от обучения по т. н. Болонской системе. Источник :"Министерство науки и высшего образования России подтвердило намерение выйти из Болонского процесса и отдать приоритет созданию собственной системы образования". Стоит ожидать своего рода импортозамещение, точнее "обесзападание" и в других областях жизни.

А пока что высказывая "Петербургскому дневнику" свои соображения в связи с только что завершившимся 17-м Санкт-Петербургским международным книжным салоном, писатель А. Константинов отметил, что российские книжные магазины забиты иностранной литературой. А это значит, что исподволь транслируются западные модели мышления и поведения, которым особенно подвержены молодые люди. 

Давно заметил, что немало книжных блогеров, например на Яндекс-Дзене, описывают и расхваливают именно иностранную литературу. Откроешь пост типа "что почитать на выходные", а там дифирамбы в отношении каких-то невесть откуда взявшихся переводных авторов. 

Получается что российские издатели в русской современной литературе как-то не очень заинтересованы. Хотя писатели в интервью твердят о том, как много оказывается талантливых авторов участвуют в текущем литературном процессе. А на прилавках? По-прежнему странный Водолазкин,  освистанная Яхина и детективный шлак.

суббота, 21 мая 2022 г.

 Шатры книжного лагеря

Посетил Петербургский международный книжный салон. Народу-у-у! В этот раз организаторы всё расположили в западной части Дворцовой площади в шатрах - лёгких сборных павильонах. Основные объекты это четыре шатра для размещения участников салона с небольшими помещениями для лекций и выступлений в каждом. Плюс два отдельных лекционных павильона. Кроме издательств и книготорговли это и учебные заведения (в том числе со своей книгопродукцией) и общественные организации, такие как Российский книжный союз. Что интересно - из четырёх основных книжных павильонов один отдан полностью под детскую литературу.

Сцена перед павильонами
Петербургского книжного салона 2022 года

Из иногородних участников представлены, в частности,  туляки с большим количеством литературы на тему Куликовской битвы. Приобрёл небольшое, но хорошо иллюстрированное издание Арцыбашева Е. и Стребкова Л. "Яко не в силе Бог, а в правде.... Русский дружинник в эпоху Средневековья". Есть также целый стенд крымских изданий. Из прочих присутствовали белорусы, но зря они привезли для показа книги на белорусском языке - их же никто не поймёт и не приобретёт.

Вообще исторической и культурно-краеведческо-архитектурной литературы, как всегда, довольно много. Купил ещё книгу "Викинги. История эпохи" К. Жукова. И две книжки московского издательства "РуДа": исторический роман "В пасти дракона" про т. н. боксёрское восстание в Китае на рубеже 19-20 веков и историческую повесть "Котёл Чинчисхана".

воскресенье, 8 мая 2022 г.

В сентябре 2016 года здесь уже писалось об уникальных европейских книгах, в том числе о миниатюрном часослове 15 века, т. н. кодексе Ротундус. И вот сайт о дизайне Novate.ru порадовал новым материалом о необычных памятниках книгопечатного искусства.

Всего более удивила поясная книга, конструкция которой позволяла владельцу носить её у пояса на манер кошеля, отсюда и название. Таким образом книга была ему доступна в любую секунду.

суббота, 19 марта 2022 г.

Это я удачно зашел

Переделав намеченные на сегодня дела, спонтанно заглянул в книжный. Итог - Карлос Руис Сафон, сборник рассказов "Город из пара" и Ю. М. Лотман, "Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства 18 и начала 19 века". Последняя - карманный формат и бумажный переплёт, поэтому приемлемо по цене. А то уж сколько облизывался на книги Лотмана в хороших изданиях, но цены покусывались. 

Вот и получается, что содержание, по большому счёту, всегда важнее формы.

Ю. М. Лотман


понедельник, 7 марта 2022 г.

Журнал "Эксперт" опубликовал статью о текущем состоянии российской книготорговли в условиях пандемии КОВИД19 и о наметившихся перспективах его развития. Итак, каковы коротко современные тенденции?

Ситуация достаточно сложная. Хотя отечественный книжный рынок вырос, но основной прирост продажи книг дала электронная торговля, а продажи через книжные магазины сократилась на 6%. Одним из факторов. подавляющих книготорговлю, является рост цен на бумагу и картон. Высказываются даже опасения, что конечное удорожание книжной продукции может сделать книги буквально "золотыми" и неподъёмными для огромного числа, может быть даже для большинства, тех, кто их ещё покупает.

В этой ситуации книготорговля пытается вернуть и удержать покупателей расширением функций торговых точек. Книжные стремятся превратиться из чисто торговых учреждений в пространства, предлагающие посетителям, новые возможности, особую досуговую и эмоциональную обстановку. Сетевые магазины имеют возможности для серьёзных трансформаций интерьеров, позволяющих погружать посетителей в атмосферу игры или квеста. 

У маленьких несетевых магазинов часто встречается другая стратегия. Она делают упор опыты с ассортиментом, на эксклюзив, на предложение таких изданий, которых и в интернете не найдёшь.

И то сказать, что им ещё остаётся? Такие книжные нередко располагаются в каких-то маленьких, даже полуподвальных, как-то приспособленных помещениях, где не повернёшься, а продаваемые книги стоят на полках в единственном экземпляре.

суббота, 5 марта 2022 г.

Сообщается, что откроется благотворительный букинистический магазин под названием "Ходячий замок", до 80% выручки которого организаторы предполагают отдавать на помощь бездомным животным. Название магазина объясняется тем, что его создатели из театра "Небесные бродяги" находятся под влиянием фильмов известного японского мультипликатора Х. Миядзаки. При этом цены на книги предполагаются ниже рыночных. Сами книги могут приниматься от населения.

Кадр из мультфильма Х. Миядзаки "Ходячий замок"

Место для магазина удачное, книжное. Через улицу от него стоит академическая библиотека, а в нескольких десятках метров начинается территория Университета. 

Вроде бы хорошая идея, даже изящная. Вот только её жизнеспособность выглядит сомнительной.

воскресенье, 27 февраля 2022 г.

В феврале в Петербурге прошёл 4-й Всероссийский фестиваль "Книжный маяк С.-Петербурга. Музыка смыслов". Его посвятили музыке, поэзии и аудиокнигам, так что проходил фестиваль на многих площадках одновременно. Отважившиеся посетить мероприятия фестиваля (пандемия всё-таки) могли выбрать себе тему по вкусу. Программа включала артистические и музыкальные выступления, лекции, творческие встречи.

Эмблема фестиваля

Сам на фестивале не был, т. к. меня больше интересуют сами книги, а не разговоры о них.


суббота, 26 февраля 2022 г.

Книжная башня

Долго собирался и вот публикую изображение САМОДЕЛЬНОГО книжного стеллажа.


Сделал как и задумывал - двухсторонним. Каждая сторона рассчитана на расстановку книг в два ряда по глубине. Общие габариты (с верхним декоративным венцом, имитирующим зубчатый парапет башни замка) - 233 см (от пола до декоративного венца) х 65 см х 63 см. Материал - сосновый мебельный щит, хвойный брусок, хвойная же планка-наличник. 
Башня старинного замка как образец
общего вида стеллажа

Стеллаж передвижной - он поставлен на 8 мощных мебельных роликов для более безопасного распределения общего веса при перемещении - книги тяжелы! 

Рассчитывал с помощью этого стеллажа разгрузить книжные шкафы, но - о, ужас! - уже в нём самом почти не осталось свободного места.


среда, 23 февраля 2022 г.

В 868 г. н. э. И-цзун, император-буддист из династии Тан, спонсирует издание ксилографическим способом китайского перевода «Алмазной сутры» — одного из важнейших буддийских текстов. Это, вероятно, не первая печатная книга, но из точно датированных она самая древняя.

Источник здесь.

среда, 16 февраля 2022 г.

В номере за 16 февраля "Петербургский дневник" опубликовал интервью с писателем А. Простом. В нём, в частности, указано на то, что на книжно-издательском рынке сложилась несколько парадоксальная ситуация. 

С одной стороны в Петербурге ныне "живет огромное количество разнообразных и интересных авторов. Мне кажется, русская литература сейчас самая интересная в мире. При этом она живет в изолированном облаке, отдельно от читателя. Не секрет, что тираж 5 тысяч экземпляров считается хорошим." (цитата по источнику)

Т. е. получается. что между миром писателей, даже интересных с литературной точки зрения, и миром рядового читателя точек соприкосновения почти нет. И сложилась противоестественная тенденция "когда книги пишутся писателями для писателей." (цитата по источнику). Писатель, стало быть, "пописывает", но читатель не "почитывает". Получается хуже, чем при А. П. Чехове.