За последнее время прочитал несколько книг. Самая простая из них это приключенческий роман "Сэр Мортимер" английской писательницы Мэри Джонсон. Эта книга была приобретена за исторический роман, хоть я уже и обжигался на произведениях подобного жанра, вышедших из-под дамского пера.
Конечно в "Сэр Мортимер" чувствительности и страстей побольше, чем это подходит для историко-приключенческой истории, но всё-таки в пределах терпимого. А, поскольку история разворачивается на фоне англо-испанского противостояния в Вест-Индии, то морских и сухопутных боёв в книге немало. Особенно впечатляет кульминационное сражение за овладение испанской крепостью в Нуэво-Кордова. Ну а прочее - коварный оговор, жертвенное достоинство героя и счастливый конец, как воздаяние за испытанные муки - всё в традициях литературной чувствительности начала 20-го века.
Вторая книга это сборник Михаила Задорнова. Писатель рассуждает о первоначальном периоде истории России и его героях - Рюрике, Олеге Вещем, о других исторических фигурах. Он проводит мысль о несправедливости и ложности норманнской теории происхождения древнерусского государства, опираясь на материалы археологических раскопок и на фольклор. Ещё одно утверждение, скрепляющее повествование сборника, состоит в том, что общественность плохо знает или вовсе не знает своей истории и подпадает под искажающие и оболванивающие высказывания западных пропагандистов, стремящихся оболгать в России всё, начиная с истории возникновения. Ну тут автор несколько припоздал, так как норманнская теория уже давно развенчана.
Собственно покупка книги была вызвана тем, что соответствующие телефильмы М. Н. Задорнова я пропустил, а с его идеями хотелось познакомиться полнее.
Конечно понимаю, что М. Н. Задорнов ни разу не учёный, а его филологические, да и исторические тоже, штудии, вызывающие разлитие желчи в учёном сообществе, не более чем преувеличения, если не откровенная фантастика. Но критикам можно возразить следующее. Задорнов - сатирик и эстрадник, его главная задача не углублённые академические изыскания. Он преследовал иную цель - расшевелить, раззадорить слушателей и зрителей, пробудить в них гордость за историю своей страны и сподвигнуть публику на то, чтобы начать интересоваться этой историей и сформировать у них понимание, что это история великой страны и великого народа.И второе замечание. Учёным мужам, коль скоро они возражают против подходов Задорнова, самим надо "идти в народ" и заниматься историко-культурным просветительством. А писателям и кинодеятелям не маяться всякой фэнтазийной дурью, а писать историческую прозу и снимать фильмы о реальной истории Руси и на научной основе. А то получается что древнерусская тема в литературе фактически отдана на откуп Марии Семёновой. Далеко не худший вариант, но реалистичные повести типа "Ведуна" ушли в тень её романов в стиле славянского фэнтэзи.
И третья книга это роман Л. Юзефовича "Поход н Бар-Хото". Весь ход этой книги оставил ощущение неприкаянности главного героя. Вроде смелый, умный, честный русский офицер, но на сломе эпох в начале 20 века он не может обрести надёжной основы в жизни. Он лишний в Монголии, где служит и которой он в какие-то минуты восхищается. Он классово чужой в советской России и его шпыняют по ссылкам. И женщины возле него не остаются надолго и знания его и опыт не востребованы. Одним словом неприкаянность.