среда, 18 мая 2016 г.

Несолнечный удар
Прочитал "Окаянные дни" И. А. Бунина. Т. е. дневниковые записи писателя 1918-1919 годов. Бросаются в глаза два противоречия. Первое  возникает между пафосной подачей событий Гражданской войны в России, обычной для советского периода, и взглядом in situ изнутри событий, который даёт Бунин. 

В советское время несчастий войны и первых лет советской власти не скрывали, но относили больше за счёт сопротивления "эксплуататорских классов" наступлению "нового, светлого завтра". В "Окаянных днях" революция и гражданская война это когда рухнули все запреты, все моральные и поведенческие устои. Когда любое свинство, любая низость стали не просто возможны, но и превратились в сущность общественной трансформации. Бесчинные убийства "бывших" в России без разбора пола и возраста напоминают робеспьерову кровавую вакханалию.

Чему есть вот какое объяснение. В источнике цитируется лидер партии эсеров В. Чернов. В своих воспоминаниях он указывал, что русский капитализм в течение нескольких десятилетий создавал не кадры организованного квалифицированного пролетариата, а скорее огромную "резервную армию труда, вырождающуюся в люмпен-пролетариат, в пестрый винегрет деклассированных элементов". И в итоге настоящие пролетарии "утонули в пестрой толпе люмпен-пролетариев и люмпен-буржуазии". И получается, что современный европейский капитализм идёт по той же кривой дорожке, только там армия люмпенов формируется с добавлением большого количества дикарей из Африки и с Ближнего Востока, заражённых агрессивным исламом и не имеющих никакого отношения к европейскому образу мышления и действия. Потенциал социального взрыва закладывается чудовищный.

Поголовное скотство "масс" в революционной России, оторопь и бессилие тех, кто до революции был основой общества, культуры, науки - таковы "окаянные дни", увиденные Буниным. Из "разрешённых" писателей пожалуй только И. Бабель по возможности близко подошёл к этой теме в "Конармии". Ну и М. Булгаков с его незабвенным Швондером.


Второе противоречие у Бунина возникает тогда, когда в дневниковых записях, частых и подробных, сразу же за смятением и раздражением автора, вдруг появляются тонкие, очень лиричные зарисовки явлений природы. Облака, деревья, ветер выписаны нежно, даже любовно. Как будто лирическое начало автора проглядывает сквозь хаос и мерзость происходящего у него на глазах.

Конечно "Окаянные дни" это болезненная, безнадёжная реакция Бунина на революционные и послереволюционные события. Реакция тем более понятная сейчас, поскольку четвёртая русская революция 1985-1991 годов происходила уже на наших глазах. Но настоящий Бунин всё-таки остался в "Тёмных аллеях", в  "Натали", в "Солнечном ударе". 



Комментариев нет:

Отправить комментарий