Продвижение на книжном рынке
Если даже бегло взглянуть на события вокруг книжного рынка, то становится видно, что он сегодня не может действовать без серьёзных мер по поддержке и продвижению. Когда лет 150-170 тому назад прослойка читающей публики была тонка (страшно узок был их круг и страшно далеки были они от народа - почти цитата), для успеха очередного писателя было довольно малого числа литературных журналов и просто молвы, передающейся в пределах этого узкого круга: "А вы читали ... ?".
Теперь же, когда грамотность практически поголовная (пока ещё) и не писательствует только самый ленивый, когда книжные магазины забиты под завязку, писателям-издателям-книгопродавателям приходится пускать в дело весь мыслимый арсенал рекламы и стимулирования продаж, чтобы донести до потенциальных читателей сведения об определённом продукте (книге или писателе) и побудить к его приобретению или хотя бы к прочтению.
Перечислить все способы, применяемые для этого, здесь невозможно, но вот хотя бы некоторые.
На первое место можно поставить нетленку - имена писателей, вбитые в подкорку каждому, кто читал в жизни хоть что-то. Начиная от Александра нашего Сергеевича и Корнея Чуковского, до Александра (опять-таки) Дюма и, скажем, П. Коэльо, хотя в чём там цимес у последнего понять трудно.
Александр Дюма (отец) |
Далее идут публикации в прессе и тырнете. Это может быть коротенькое новостное сообщение о выходе в свет очередной книги с её аннотацией (подтверждаю, что если аннотация хорошо представляет тему книги, этого может оказаться довольно для пробуждения стойкого интереса и последующей покупки книги). Или это может быть развёрнутое интервью с писателем, например приуроченное к юбилейной дате, к очередной книжной ярмарке или к выходу из печати нового произведения этого автора. Даже просто активное поведение писателя в социальных сетях, на это указывает в своём интервью директор Дома книги на Невском К. Матвеева.
Это может быть само событие книжной выставки или ярмарки, которые представляют собой площадки для комплексного продвижения целостной привычки к чтению за счёт разнообразного культурного наполнения этой ярмарки. Или для представления публике новых книг и встреч с писателями так сказать лицом к лицу. Примеры подобных событий это Московская международная книжная ярмарка или ежегодные Книжные салоны в С.-Петербурге. Это могут быть другие культурные проекты - Библионочь, писательские конференции, работа книжных клубов.
Сейчас уже распространённым стал такой инструмент информирования читателей, как книжные блоги. Даже если принять на веру утверждения многих книжных блогеров о том, что они не получают денег от издателей или книготорговцев за информирование о тех или иных книжных новинках, аннотирование книг в блогах можно смело отнести к средствам продвижения книжной продукции.
Или вот такая специфическая форма представления современной литературы как Книжный поезд - поездка полусотни петербургских литераторов по маршруту Минск - Москва - Поволжье в год 80-летия Победы в Великой отечественной войне.
В результате всех таких и подобных действий у людей повышается осведомлённость о предложении книг и узнаваемость писателя, а это прямой путь к росту продаж его книг.
Есть, наконец, ещё один фактор, который будет влиять на читательское поведение и на сбыт, в конечном счёте, книжной продукции. Это ураганное развитие инструментов нейросетей и искусственного интеллекта (ИИ). Уже сейчас ИИ способен генерировать связные и даже осмысленные тексты и есть опасения, что пусть не завтра, пусть послезавтра. не слишком совестливые, но слишком энергичные щелкопёры и издатели начнут пропихивать в книготорговле тексты состряпанные нейросетями. Уж если прямо сейчас есть примеры того, как писатель заказывает ИИ, как литературному негру, сделать "рыбу" текста, а потом просто этот текст доводит. Придётся вскоре, видимо, в книжных магазинах выделять под "нетленку", сварганенную ИИ, отдельные полки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий