воскресенье, 3 июля 2016 г.

Телеканал "РЕН ТВ" запустил повторный  показ сериала "Игра престолов". Сам по себе факт приятный, особенно если за повтором пяти первых сезонов последует-таки показ нового, шестого сезона. 

Но дело сейчас даже не в этом. Два наиболее популярных телесериала последних лет - "Гарри Поттер" и "Игра престолов" - плюс также весьма популярные киноэкранизации "Властелин колец" и "Хоббит. Туда и обратно" получили своего восхищённого и пристрастного в хорошем смысле слова зрителя в первую очередь благодаря тому, что в основе всех кино- и телеверсий лежат самостоятельные и заметные литературные произведения. Киношникам есть, так сказать, что снимать, есть от чего отталкиваться.

Складывается вообще такое впечатление, что если в основе фильма нет добротной литературы, то на экране получается примитивное, пошлое барахло. Всех телесценаристов тут хочется гнать пинками улицы подметать. Хоть какая-то польза от них будет.

пятница, 24 июня 2016 г.



Читаю роман Вячеслава Рыбакова "Гравилёт "Цесаревич"". Читаю и чувствую в тексте очень знакомое. Проверил предположения и - батюшки! - да ведь это тот же стиль, что и в цикле повестей Хольма ван Зайчика “Плохих людей нет (Евразийская симфония)”. Не удивительно, поскольку Рыбаков, как оказывается, и есть один из "ван зайчиков" (цикл написан вдвоём с И. Алимовым).

Интересно видеть, как сюжетные ходы и характеристики персонажей, описанные сначала в "Гравилёте" в 1992 году, проявляются в повестях "великого еврокитайского гуманиста" Х. ван Зайчика про Великую Ордусь. Проявляются, так как повести писались позже, с 2000 по 2005 годы. И как разворачивается в Евразийской симфонии заданная в "Гравилёте" структура действия - загадочные происшествия, расследовать которые приходится сотрудникам "человекохранительных органов" Ордуси - государства альтернативной истории, сочинённой Ван Зайчиком. Пардон, Рыбаковым и Алимовым.
Сайт писателя В. А. Рыбакова.





пятница, 3 июня 2016 г.

Утром деньги, вечером книги. Но деньги вперёд!
В Москве с 3 по 6 июня пройдёт книжный фестиваль "Красная площадь". Если верить сайту фестиваля, то в 2015 году. и Красную площадь с книгами и С.-Пб. Книжный салон посетило примерно равное количество людей - порядка 200 тысяч.  То есть в культурно-книжном смысле Питер Первопрестольной не уступает даже при разнице возможностей. 

Премьер Медведев, выступая после посещения мероприятия, высказался в том смысле, что розничную книготорговлю не худо бы приравнять в "социальному бизнесу". То есть к такому (в теории), который не зациклен лишь на прибыли, но и решает некоторые социальные проблемы. При этом подразумевается, что инвестор в бизнес получает назад свои инвестиции, но без дивидендов, а получаемая после того прибыль пойдёт на развитие продукта. Подробнее о подходе социального бизнеса написано, например, здесь


Но. Инвестору, как минимум, должна быть скомпенсирована инфляция. И где найти такого инвестора-бесприбыльника? Чем его побудить вложиться в книжную розницу? В общем такая схема невозможна без льгот от государства или местной власти. Ниже же упоминалось о том, что в той же Москве книготорговля ныне удушаема коммерческими ставками аренды и книжные закрываются. Так что от благопожеланий премьера до дела дистанция огромного размера.

среда, 1 июня 2016 г.

Закончил читать купленную на Книжном салоне книгу Р. Слоуна "Круглосуточный книжный мистера Пенумбры". Закончил и ничуть не пожалел о её приобретении. Напротив. 

Превосходная мозаика из историй о старых книгах, современного фэнтэзи, криптографии, автоматического распознавания образов, видеоигр, технологии обработки изображений, распределённых компьютерных сетей и поиска бессмертия.

Хочется обратить внимание на то, что в романе супер-пупер компьютерная мощь спасовала в решении центральной проблемы сюжета, а человеческая наблюдательность, любовь к книге (пусть даже к подростково-развлекательной) и системное культурное мышление героя книги это решение нашли-таки. И в итоге (фанфары!) книжная культура и IT сливаются в многообещающем симбиозе.

Спасибо издательству Live book и, особо, переводчику В. Апрелеву.

суббота, 28 мая 2016 г.

"Вновь я посетил ..."
В отличии от А. С. Пушкина не деревню, а только 11 Международный книжный салон и Книжные аллеи на Малой Конюшенной. На первый взгляд салон мало чем отличается, например, от прошлогоднего. Так же много детской литературы - это хорошо. Маловато беллетристики - это плохо. Основная масса литературы, представленной издательскими и книготорговыми фирмами, состоит из книг по истории, как отечественной, так и зарубежной, и изданий по искусству. А также из книг религиозного и возлерелигиозного свойства. Совсем мало естественно-научной и технической литературы. 

Среди неленинградских участников салона - Москва, Крым, Греция, Китай. Крымская литература это г. о. краеведение. Очень интересная была книга - история Крыма на русском и английском языках. Иностранцев же даже не смотрел.  Очень интересный по оформлению стенд издательства детской литературы "Речь". Его средняя часть задрапирована тканями с рисунками типа примитивизма или иллюстраций книг для детей - выглядит свежо, неизбито. 

Собственный урожай в этот раз невелик. Сборник А. Ахматовой в пополнение поэтической антологии питерского издательства "Паритет" и небольшой роман Р. Слоуна "Круглосуточный книжный мистера Пенумбры". Возмечтал было о книге У. Эко "Пражское кладбище, но восемь сотен... . Даже за Эко многовато будет. И чего ждать, если книга представлена на стенде сети "Буквоед", наверное самой дорогой в С.-Пб. .

Вообще же глядя на то, какое разнообразие книг издаётся в стране, как зачастую богато и стильно они оформлены, начинаешь понимать, что не-е-е, электронная книга ещё долго постоит в сторонке.

четверг, 26 мая 2016 г.

Салон и лавка открылись
26.05.2016 в С.-Пб. началась работа 11 Международного книжного салона. Одновременно открылась после ремонта Книжная лавка писателей на Невском. 

У салона большая программа - кинотеатр под открытым небом, Рекламная улица, целый набор деловых мероприятий. 

суббота, 21 мая 2016 г.

Домучил роман Евг. Водолазкина "Лавр". Именно домучил, потому что большей жвачки ещё в руки не попадалось. Дочитал только, чтобы получить полное впечатление. Оно таково - это писание может смело претендовать на первое место в номинации "Макулатура 2012".

среда, 18 мая 2016 г.

Несолнечный удар
Прочитал "Окаянные дни" И. А. Бунина. Т. е. дневниковые записи писателя 1918-1919 годов. Бросаются в глаза два противоречия. Первое  возникает между пафосной подачей событий Гражданской войны в России, обычной для советского периода, и взглядом in situ изнутри событий, который даёт Бунин. 

В советское время несчастий войны и первых лет советской власти не скрывали, но относили больше за счёт сопротивления "эксплуататорских классов" наступлению "нового, светлого завтра". В "Окаянных днях" революция и гражданская война это когда рухнули все запреты, все моральные и поведенческие устои. Когда любое свинство, любая низость стали не просто возможны, но и превратились в сущность общественной трансформации. Бесчинные убийства "бывших" в России без разбора пола и возраста напоминают робеспьерову кровавую вакханалию.

Чему есть вот какое объяснение. В источнике цитируется лидер партии эсеров В. Чернов. В своих воспоминаниях он указывал, что русский капитализм в течение нескольких десятилетий создавал не кадры организованного квалифицированного пролетариата, а скорее огромную "резервную армию труда, вырождающуюся в люмпен-пролетариат, в пестрый винегрет деклассированных элементов". И в итоге настоящие пролетарии "утонули в пестрой толпе люмпен-пролетариев и люмпен-буржуазии". И получается, что современный европейский капитализм идёт по той же кривой дорожке, только там армия люмпенов формируется с добавлением большого количества дикарей из Африки и с Ближнего Востока, заражённых агрессивным исламом и не имеющих никакого отношения к европейскому образу мышления и действия. Потенциал социального взрыва закладывается чудовищный.

Поголовное скотство "масс" в революционной России, оторопь и бессилие тех, кто до революции был основой общества, культуры, науки - таковы "окаянные дни", увиденные Буниным. Из "разрешённых" писателей пожалуй только И. Бабель по возможности близко подошёл к этой теме в "Конармии". Ну и М. Булгаков с его незабвенным Швондером.


Второе противоречие у Бунина возникает тогда, когда в дневниковых записях, частых и подробных, сразу же за смятением и раздражением автора, вдруг появляются тонкие, очень лиричные зарисовки явлений природы. Облака, деревья, ветер выписаны нежно, даже любовно. Как будто лирическое начало автора проглядывает сквозь хаос и мерзость происходящего у него на глазах.

Конечно "Окаянные дни" это болезненная, безнадёжная реакция Бунина на революционные и послереволюционные события. Реакция тем более понятная сейчас, поскольку четвёртая русская революция 1985-1991 годов происходила уже на наших глазах. Но настоящий Бунин всё-таки остался в "Тёмных аллеях", в  "Натали", в "Солнечном ударе". 



среда, 11 мая 2016 г.

Евангелие от Лазаря, Грааль и море крови
Прочитал небольшой по объёму, но насыщенный роман С. Экланда "Пустые земли". У книги непростая структура - обнаруженная в университетской библиотеке хроника участника Первого крестового похода (последние годы 11 века) преподносится как основа позднейшего куртуазного романа "Персиваль" (вторая половина 12 века). Одновременно переработка этой же хроники становится современным приключенческим романом, процесс написания которого составляет содержание романа Экланда на равных правах с событиями хроники Крестового похода (призыв Урбана Второго к крестоносцам, высадка в Палестине, взятие Антиохии и Иерусалима).

Читается книга превосходно, она содержательна, насыщенна и увлекательна. Автор предусмотрел в своем романе если не открытый, то, по крайней мере полуприкрытый финал. Так что остаётся ждать, что публикация на русском языке романа-продолжения "Цветы зла" воспоследует.

пятница, 22 апреля 2016 г.

Не могу не привести следующий, чисто петербургский, пример отношения к чтению (смотрим иллюстрацию).



Источник: http://www.timeout.ru/spb/feature/30027/pic-357943

Более подробные рассуждения о том, что читают в Питере, можно увидеть здесь.