среда, 13 июля 2016 г.

Книжный поезд
Вчера проехал в "библиотечном" вагоне метро. Очень
уютное оформление интерьера - стенки и перегибы от стен к потолку вагона декорированы изображениями многочисленных книжных полок, уставленных старинными томами. Расстановка книг на фотообоях перемежается и оживляется изображениями разных старых предметов: заводной механической игрушки "Балерина", радиоприёмником, годов этак пятидесятых, старинных часов. Фоном для самих полок служит изображение стенных обоев, мелкого рисунка, выдержанных в "покойной" зелёной гамме.

Услугами мобильной библиотеки, т. е. скачивания прямо в вагон на смартфон книг из подготовленного списка я не собирался пользоваться. Но само пребывание в этом вагоне было весьма отрадным.

Снаружи вагоны "библиотечного поезда оформлены рекламой петербургского книжного салона. Реклама эта имеет вид композиций из петербургских архитектурных памятников, выложенных из "книг, и портретами героев известных фильмов, снятых по книгам: Дон Кихот и его слуга Санчо, Шерлок Холмс. Золушка, Чапаев и других.

воскресенье, 10 июля 2016 г.

"Санкт-Петербургские ведомости" публикуют большое интервью с С. В. Друговейко-Должанской об эволюции русского языка, о работе филологических организаций и о том как выглядит сейчас понятие языковой нормы. 

воскресенье, 3 июля 2016 г.

Телеканал "РЕН ТВ" запустил повторный  показ сериала "Игра престолов". Сам по себе факт приятный, особенно если за повтором пяти первых сезонов последует-таки показ нового, шестого сезона. 

Но дело сейчас даже не в этом. Два наиболее популярных телесериала последних лет - "Гарри Поттер" и "Игра престолов" - плюс также весьма популярные киноэкранизации "Властелин колец" и "Хоббит. Туда и обратно" получили своего восхищённого и пристрастного в хорошем смысле слова зрителя в первую очередь благодаря тому, что в основе всех кино- и телеверсий лежат самостоятельные и заметные литературные произведения. Киношникам есть, так сказать, что снимать, есть от чего отталкиваться.

Складывается вообще такое впечатление, что если в основе фильма нет добротной литературы, то на экране получается примитивное, пошлое барахло. Всех телесценаристов тут хочется гнать пинками улицы подметать. Хоть какая-то польза от них будет.

пятница, 24 июня 2016 г.



Читаю роман Вячеслава Рыбакова "Гравилёт "Цесаревич"". Читаю и чувствую в тексте очень знакомое. Проверил предположения и - батюшки! - да ведь это тот же стиль, что и в цикле повестей Хольма ван Зайчика “Плохих людей нет (Евразийская симфония)”. Не удивительно, поскольку Рыбаков, как оказывается, и есть один из "ван зайчиков" (цикл написан вдвоём с И. Алимовым).

Интересно видеть, как сюжетные ходы и характеристики персонажей, описанные сначала в "Гравилёте" в 1992 году, проявляются в повестях "великого еврокитайского гуманиста" Х. ван Зайчика про Великую Ордусь. Проявляются, так как повести писались позже, с 2000 по 2005 годы. И как разворачивается в Евразийской симфонии заданная в "Гравилёте" структура действия - загадочные происшествия, расследовать которые приходится сотрудникам "человекохранительных органов" Ордуси - государства альтернативной истории, сочинённой Ван Зайчиком. Пардон, Рыбаковым и Алимовым.
Сайт писателя В. А. Рыбакова.





пятница, 3 июня 2016 г.

Утром деньги, вечером книги. Но деньги вперёд!
В Москве с 3 по 6 июня пройдёт книжный фестиваль "Красная площадь". Если верить сайту фестиваля, то в 2015 году. и Красную площадь с книгами и С.-Пб. Книжный салон посетило примерно равное количество людей - порядка 200 тысяч.  То есть в культурно-книжном смысле Питер Первопрестольной не уступает даже при разнице возможностей. 

Премьер Медведев, выступая после посещения мероприятия, высказался в том смысле, что розничную книготорговлю не худо бы приравнять в "социальному бизнесу". То есть к такому (в теории), который не зациклен лишь на прибыли, но и решает некоторые социальные проблемы. При этом подразумевается, что инвестор в бизнес получает назад свои инвестиции, но без дивидендов, а получаемая после того прибыль пойдёт на развитие продукта. Подробнее о подходе социального бизнеса написано, например, здесь


Но. Инвестору, как минимум, должна быть скомпенсирована инфляция. И где найти такого инвестора-бесприбыльника? Чем его побудить вложиться в книжную розницу? В общем такая схема невозможна без льгот от государства или местной власти. Ниже же упоминалось о том, что в той же Москве книготорговля ныне удушаема коммерческими ставками аренды и книжные закрываются. Так что от благопожеланий премьера до дела дистанция огромного размера.

среда, 1 июня 2016 г.

Закончил читать купленную на Книжном салоне книгу Р. Слоуна "Круглосуточный книжный мистера Пенумбры". Закончил и ничуть не пожалел о её приобретении. Напротив. 

Превосходная мозаика из историй о старых книгах, современного фэнтэзи, криптографии, автоматического распознавания образов, видеоигр, технологии обработки изображений, распределённых компьютерных сетей и поиска бессмертия.

Хочется обратить внимание на то, что в романе супер-пупер компьютерная мощь спасовала в решении центральной проблемы сюжета, а человеческая наблюдательность, любовь к книге (пусть даже к подростково-развлекательной) и системное культурное мышление героя книги это решение нашли-таки. И в итоге (фанфары!) книжная культура и IT сливаются в многообещающем симбиозе.

Спасибо издательству Live book и, особо, переводчику В. Апрелеву.

суббота, 28 мая 2016 г.

"Вновь я посетил ..."
В отличии от А. С. Пушкина не деревню, а только 11 Международный книжный салон и Книжные аллеи на Малой Конюшенной. На первый взгляд салон мало чем отличается, например, от прошлогоднего. Так же много детской литературы - это хорошо. Маловато беллетристики - это плохо. Основная масса литературы, представленной издательскими и книготорговыми фирмами, состоит из книг по истории, как отечественной, так и зарубежной, и изданий по искусству. А также из книг религиозного и возлерелигиозного свойства. Совсем мало естественно-научной и технической литературы. 

Среди неленинградских участников салона - Москва, Крым, Греция, Китай. Крымская литература это г. о. краеведение. Очень интересная была книга - история Крыма на русском и английском языках. Иностранцев же даже не смотрел.  Очень интересный по оформлению стенд издательства детской литературы "Речь". Его средняя часть задрапирована тканями с рисунками типа примитивизма или иллюстраций книг для детей - выглядит свежо, неизбито. 

Собственный урожай в этот раз невелик. Сборник А. Ахматовой в пополнение поэтической антологии питерского издательства "Паритет" и небольшой роман Р. Слоуна "Круглосуточный книжный мистера Пенумбры". Возмечтал было о книге У. Эко "Пражское кладбище, но восемь сотен... . Даже за Эко многовато будет. И чего ждать, если книга представлена на стенде сети "Буквоед", наверное самой дорогой в С.-Пб. .

Вообще же глядя на то, какое разнообразие книг издаётся в стране, как зачастую богато и стильно они оформлены, начинаешь понимать, что не-е-е, электронная книга ещё долго постоит в сторонке.

четверг, 26 мая 2016 г.

Салон и лавка открылись
26.05.2016 в С.-Пб. началась работа 11 Международного книжного салона. Одновременно открылась после ремонта Книжная лавка писателей на Невском. 

У салона большая программа - кинотеатр под открытым небом, Рекламная улица, целый набор деловых мероприятий. 

суббота, 21 мая 2016 г.

Домучил роман Евг. Водолазкина "Лавр". Именно домучил, потому что большей жвачки ещё в руки не попадалось. Дочитал только, чтобы получить полное впечатление. Оно таково - это писание может смело претендовать на первое место в номинации "Макулатура 2012".

среда, 18 мая 2016 г.

Несолнечный удар
Прочитал "Окаянные дни" И. А. Бунина. Т. е. дневниковые записи писателя 1918-1919 годов. Бросаются в глаза два противоречия. Первое  возникает между пафосной подачей событий Гражданской войны в России, обычной для советского периода, и взглядом in situ изнутри событий, который даёт Бунин. 

В советское время несчастий войны и первых лет советской власти не скрывали, но относили больше за счёт сопротивления "эксплуататорских классов" наступлению "нового, светлого завтра". В "Окаянных днях" революция и гражданская война это когда рухнули все запреты, все моральные и поведенческие устои. Когда любое свинство, любая низость стали не просто возможны, но и превратились в сущность общественной трансформации. Бесчинные убийства "бывших" в России без разбора пола и возраста напоминают робеспьерову кровавую вакханалию.

Чему есть вот какое объяснение. В источнике цитируется лидер партии эсеров В. Чернов. В своих воспоминаниях он указывал, что русский капитализм в течение нескольких десятилетий создавал не кадры организованного квалифицированного пролетариата, а скорее огромную "резервную армию труда, вырождающуюся в люмпен-пролетариат, в пестрый винегрет деклассированных элементов". И в итоге настоящие пролетарии "утонули в пестрой толпе люмпен-пролетариев и люмпен-буржуазии". И получается, что современный европейский капитализм идёт по той же кривой дорожке, только там армия люмпенов формируется с добавлением большого количества дикарей из Африки и с Ближнего Востока, заражённых агрессивным исламом и не имеющих никакого отношения к европейскому образу мышления и действия. Потенциал социального взрыва закладывается чудовищный.

Поголовное скотство "масс" в революционной России, оторопь и бессилие тех, кто до революции был основой общества, культуры, науки - таковы "окаянные дни", увиденные Буниным. Из "разрешённых" писателей пожалуй только И. Бабель по возможности близко подошёл к этой теме в "Конармии". Ну и М. Булгаков с его незабвенным Швондером.


Второе противоречие у Бунина возникает тогда, когда в дневниковых записях, частых и подробных, сразу же за смятением и раздражением автора, вдруг появляются тонкие, очень лиричные зарисовки явлений природы. Облака, деревья, ветер выписаны нежно, даже любовно. Как будто лирическое начало автора проглядывает сквозь хаос и мерзость происходящего у него на глазах.

Конечно "Окаянные дни" это болезненная, безнадёжная реакция Бунина на революционные и послереволюционные события. Реакция тем более понятная сейчас, поскольку четвёртая русская революция 1985-1991 годов происходила уже на наших глазах. Но настоящий Бунин всё-таки остался в "Тёмных аллеях", в  "Натали", в "Солнечном ударе".