суббота, 20 августа 2016 г.


Быстрее! А для чего?
Лайфхакер расстарался и опубликовал материал под интригующим заголовком "Как читать по 100 книг в год". Уже сам заголовок, задающий тон материала, некорректен. Книги это не секунды и не метры, это мысли. Чтение это не сдача нормативов ГТО. Куда важнее определиться, для чего читать. Цели чтения зададут и все прочие показатели процесса. 


Ещё с одним утверждение публикации можно безоговорочно согласиться. "Иметь запас книг - значит всегда иметь повод для чтения". На деле это значит, что нужно формировать свою домашнюю библиотеку. Понимая при этом, это дело не быстрое, на годы. Постоянное же чтение книг и их осмысление - наилучший способ держать мозги в тонусе.
Родили формýлу
Бывший редактор британского издательства «Penguin Books» Джоди Арчер и доцент английского языка в Университете штата Небраска Метью Джокер проанализировали около 20 тысяч книг, которые за последние 30 лет считались бестселлерами. Цель анализа вывести формулу книги-бестселлера, то есть понять как надо писать чтобы "попасть в цвет". Полностью смотри здесь.


«Мы обнаружили, что сюжетная линия очень важна…», - отметил Дж. Арчер. Очень, очень глубокая мысль! И как это раньше писали мировые шедевры, не ведая результатов этого "исследования" (курсив наш)?!

"А покойный Грибоедов, суеты такой не ведав, написал одно лишь "Горе от ума"". (Куплеты камердинера Семёна из водевиля "Лев Гурыч Синичкин")



среда, 17 августа 2016 г.

Писатель сам себе издатель
"Писательский зуд неистребим", поэтому "число авторов, публикующих свои произведения без привлечения издательств, неуклонно растет. Однако книги, собранные "своими руками", за рамки электронного формата выходят нечасто: магазины сотрудничать с малоизвестными авторами не стремятся, да и заработать на тираже практически невозможно. 

... классические книжные издательства просто вынуждают писателей идти по пути самостоятельного издания своих книг, в первую очередь в электронной версии.

- Начинающему автору все сложней напечататься. Рынок заполнили одни и те же фамилии, пусть даже с литературой сомнительного качества, зато продающейся. Издательства "дуют на воду" и сотрудничают с проверенными авторами, хотя этот путь ведет в тупик."


Подробнее о проблеме системы взаимоотношений писатель-издательство-книготорговля читать здесь.

суббота, 13 августа 2016 г.

Шолохов, Бондарчук и война
Закончил читать "Они сражались за Родину" М. Шолохова. Восприятию текста так сказать мешали впечатления от одноименного фильма, поставленного С. Бондарчуком. Но сама экранизация вспоминалась при этом отлично. 

Оказалась, что Бондарчук очень подробно, в мельчайших деталях воспроизвёл на экране литературный первоисточник, вплоть до маленьких комочков земли, осыпающихся в окоп с бруствера - так, как было описано в книге. Фильм сам по себе был отменный, с действительно звёздным актёрским составом советского кино. Очень жаль, что роман остался недописанным.

суббота, 6 августа 2016 г.

О прочитанном
В. П. Басов в роли Бруно
из фильма "Щит и меч"
Впервые прочитал "Щит и меч" В. М. Кожевникова. Ранее это произведение было известно только по прекрасному одноименному фильму В. П. Басова. 

Разумеется в фильме не отразить роман во всей полноте. В частности, в книге Кожевникова большое внимание  уделяется описанию психологического состояния главного героя, тому как тяжело давалось ему вживание в предельно подлую, аморальную и жестокую атмосферу Третьего рейха. И тому, как глубоко ему приходилось прятать свою душевную и духовную сущность под шкурой фашиста. Прятать, чтобы не допустить провала, не погибнуть и, самое главное, не сорвать свою работу в гитлеровском тылу.

"Щит и меч", написанный в 60-е годы, до сих пор актуален. Потому что важным элементом книги являются шашни англо-американских фирмачей с руководством нацистской Германии за спиной СССР. Готовность сотрудничать с фашистами ради прибылей, невзирая на то, что техника и вооружения, выпускаемые на принадлежащих янки немецких заводах, направлялись и против британских и американских войск, высаженных в Нормандии. Только бизнес и ничего кроме бизнеса.

понедельник, 1 августа 2016 г.

Литературный нацизм
Литовские нацики вознамерились уничтожить уникальные русские книги и книги иностранных авторов - Флобера, Гейне, Сенкевича. Об этом скотстве сообщается здесь.

Возможно, что данная информация и была выдана с искажениями. Но при нынешней прибалтийской политике дыма без огня не бывает. В том числе без огня горящих книг.

воскресенье, 31 июля 2016 г.

Для тех кто понимает

Ещё одно высказывание из книги "Добрые люди" А. Перес-Реверте: 


"– Библиотека – это не просто собрание книг, это друзья, единомышленники, – произнес он, сделав несколько шагов вдоль полок. – Лекарство и утешение. 


Дансени с благодарностью улыбнулся.

– Вы явно знаете, о чем говорите, мсье. Библиотека – это такое место, где всегда находишь нужную вещь в нужный момент.

– А я думаю, нечто большее… Когда испытываешь искушение слишком уж рьяно презирать себе подобных, для примирения достаточно всего лишь взглянуть на библиотеку, подобную вашей, полную высочайших памятников человеческого духа."
О паразитах и потребительстве
Д. Филиппов рассуждает о литературном масс-культе, который называет книгами-паразитами. И том, что даже существующая ныне достойная русская литература на доходит до и без того немногочисленного читателя, потому погребена под массами пошлейшей бульварщины. 

Уместно процитировать авторский абзац: "Что же с книгами-непаразитами, с хорошими и нужными книгами? Они есть, они даже прямо сейчас пишутся, но никогда не выйдут к широкому читателю. Тут ведь еще какая штука: чтение литературы, которая может считаться таковой по праву языка, идей и нравственных норм, в ней заложенных, — это труд. Это сопереживание героям, это отсутствие ожидаемого сюжета и хеппи-энда. Это перестройка души, в конце концов, на иной, созвучный вечности лад. А кому сейчас это надо? Мы в квартире не в состоянии порядок навести, чего уж тут о душе говорить. Вот и получается, что качественная литература есть, но она никому не нужна. И книга-паразит завоевывает мир."

И это происходит в России, в советское время самой читающей качественную литературу стране мире. Филиппов объясняет почему. Мысль его абсолютно несовременная, но абсолютно верная. "Потому что (раньше) государству был нужен человек-творец, а не человек-потребитель."

четверг, 28 июля 2016 г.

Всякое ли высказывание достойно опубликования?
Такой термин как самиздат у нас известен достаточно широко. Но не без удивления узнал, что до сих существует самиздатовская периодика, которая проходит под названием "зин". Так именуется периодическое или непериодическое издание выпускаемое группами энтузиастов (фанатов) отдельных видов развлечений или времяпрепровождения - ролевых игр, рок-музыки и что там ещё возле неё существует или любителями фантастики. Зин, как и традиционный литературный самиздат, ваяется без участия издательств, так сказать на коленке. И имеет сегодня своих авторов, преимущественно молодёжь, и своих любителей.

Зины могут существовать в разных формах. Это журнал, или альманах, информационный бюллетень или фотоальбом, вообще формат может быть какой угодно. Тем более сейчас, когда зины распространяются в интернете.

Зины по определению малотиражны, вплоть до нескольких экземпляров, содержат помимо текстов фото и рисунки, чем несколько приближаются к книге художника. Если зин является представителем какой-либо из субкультур, то похоже, что и создание зинов само уже становится субкультурой. Или лучше сказать субкультуркой со своим птичьим языком и вполне богемно-аутсайдерской по сути. О создании зина можно почитать, в частности, здесь

Здесь также есть информация о самиздате и зин-культуре в России.

воскресенье, 24 июля 2016 г.

Ещё одна интересная мысль высказанная Перес-Реверте в романе "Добрые люди":


"... некоторое время просидел в крытой галерее, изучая карту, перечитывая собственные записи в блокноте и размышляя об одном отличном упражнении, соединяющем литературу с жизнью: оно заключается в том, чтобы посещать места, описанные в книгах, и, вооружившись воспоминаниями о прочитанном, встраивать в них реальные или вымышленные сюжеты, а также настоящих или придуманных персонажей, которые населяли эти места в иные времена. Города, отели, пейзажи наполняются новым, волнующим смыслом, когда некто приносит в голове прочитанную книгу. "