вторник, 10 сентября 2024 г.

Ударим литературой по маркетингу!

Знаток книжного рынка И. Пухова дала интервью для газеты "Петербургский дневник" (9 сентября 2024 года), в котором прояснила ситуацию на книгоиздательском рынке нашей страны. По мнению Пуховой состояние книгоиздания в России определяется следующими факторам.

Маркетинг играет первую скрипку, а литература, "разумное, доброе, вечное" плетётся где-то в хвосте процесса. Не считая подростковых форматов, издаются модные писатели. То есть известные, "раскрученные". Издательские и типографские ресурсы не бесконечны, значит издавать надо то (тех авторов тех жанров), что обеспечит издателю сбыт и прибыль. Новые имена на обложке это риск. Автор может не понравится читателям, "не пойти", гарантий ведь никаких. Тогда издатель может просто скатится в убыток.

Также играет роль существенная монополизированность книжного рынка крупными издательствами и торговыми сетями. Они обеспечивают сбыт "верняка" - массовой литературы, а на долю некрупных издательств и книжных магазинов остаётся во многом нишевая торговля.

Кроме того игроки книжного рынка стараются избегать напряженных тем, таких как выпуск книг о СВО. Просто для того "как бы чего не вышло", не нарваться на санкции, не стать объектом завезённой с Запада т. н. "культуры отмены" и шельмования со стороны либеральной тусовочки, примазавшейся к книгопроизводству. А какие-нибудь переводные "сопли в сахаре" для "секретарш" это сколько угодно (курсив наш). 

Но, как отметила в своём интервью И. Пухова, "ситуация начала меняться. Спустя два с половиной года после начала спецоперации стали появляться патриотически настроенные авторы и блогеры, которые не боятся выражать свою позицию и в книгах, и в публичных высказываниях. Издательства тоже постепенно осознали, что отмолчаться не получится. Рынок требует отклика на важные события, и они начали издавать книги, посвященные конфликту на Украине. Литература неизбежно реагирует на события, которые волнуют общество."


воскресенье, 8 сентября 2024 г.

Смерть книг это смерть разума
Из интервью С. Степашина агентству ТАСС: "Вы знаете, кстати, я совсем недавно узнал эту информацию, у них (на Украине) была прекрасная библиотека типа нашей Ленинки, бывал в ней не раз. Ни одной книги на русском языке там больше нет. Более того, есть решение Зеленского, пускай он меня опровергнет, чтобы все книги на русском языке были уничтожены на Украине."
Вот это и есть информационная война, ведущаяся США против России. Их галичанско-бандеровские шестёрки уничтожают на территории Южной России всё русское, чтобы беспрепятственно уродовать психологически и морально всё новые поколения, превращать их в истеричное проамериканское быдло. Вот такое:
Подлинная культура и не только русская, но и историческая европейская культура, им в этом сильно мешают. Поэтому укронацисты с траченным жидёнком во главе делают всё, чтобы эту культуру истребить, извратить, оболгать и всячески изгадить.
А получается окончательное разложение общества и полное его одичание. России ещё предстоит долгий и неприятный труд по возвращению укров в человеческое состояние. И это не считая восстановления порушенного фашистами и войной хозяйства, городов, дорог, сельскохозяйственных угодий.

воскресенье, 1 сентября 2024 г.

Свободный полёт или кирпичи?

Проблема роли и места искусственного интеллекта (ИИ) в современной и будущей культуре ныне активно обсуждается. И не только обсуждается, но ИИ пытаются привлекать на практике к решению задач в разных областях. 

При этом критики подхода успокаивают обывателя тем, что ИИ никогда не сможет заменить человека там где требуется действительно творческий, созидательный подход. Стезя ИИ это более или менее логичная алгоритмизированная компиляция того, что вложено в него разработчиками.

При примера современного состояния проблемы здесь как ИИ справляется с задачей создания художественного текста. Прямо сказать не очень-то справляется, даже при участии человека. 

И вопрос даже не в том, как написать текст, а в том, что в этот текст вкладывает создатель. Какие идеи его одолевают, какие чувства он хочет выразить, какие проблемы осмыслить. Поле свободной мысли и поле непосредственных чувств это где есть место только для человека. А ИИ способен только что-то собрать из уже заданных кирпичиков.



четверг, 22 августа 2024 г.

И снова гардемарины

Вот уж верно - никогда не говори: "Никогда снова!". В предыдущее посещение Книжных аллей приметил том-сборник Н. Соротокиной о гардемаринах. Четыре книги под одной общей обложкой серии "Большая книга"  петербургской "Азбуки".

Не взял с самого начала, а потом внутри что-то такое книжно-коллекционное взыграло. Книги Соротокиной - первые две в подборке о гардемаринах - у меня были, но в плохоньком издании. А тут "всё включено", хорошая обложка, жаль только, что нет иллюстраций  в тексте и даже оформление начала отдельных частей практически отсутствует. Хоть и понятно, что появись на страницах все эти виньеточки-заставочки, цена тома, и без того приличная, стала бы ещё приличнее, точнее неприличнее.



пятница, 16 августа 2024 г.

Прогулялся вновь по Книжным аллеям. Так как работать они будут до 10 сентября сегодняшний выход можно считать завершением личного сезона. Благо был и ещё один приватный повод.

Источник здесь.
Что унёс? Две книги Л. Н. Гумилёва: "Древние тюрки" и "Конец и вновь начало". Последняя излагает теорию этногенеза по Гумилёву.

Из беллетристики приобрёл наиболее известное произведение Г. Гессе "Игра в бисер". Читать-то книгу раньше читал, да как-то не уложилась она в голове. Может на этот раз получится лучше.






понедельник, 15 июля 2024 г.

Продолжение следует ...

Здесь говорится о новом для меня книжном явлении - сериальных книгах. Не о книжных сериях или подписных библиотеках типа Библиотеки приключений, а именно о сериальной книге. Т. е. о тексте, который подаётся читателю порциями. С одной стороны это не новое слово в общем смысле, публикации литературных произведений частями, с продолжением, существовали давно, как правило в журналах, литературных и не очень. 

Можно вспомнить известную историю публикаций рассказов Конана Дойла о Шерлоке Холмсе в журнале "Стрэнд". 

С другой стороны сериальный формат активно развивается на основе электронных средств представления текста. "Литрес", например, запустил у себя формат публикации произведения по главам. Такая технология помогает в том числе понять реакцию аудитории на произведение и может быть что-то в нём поменять, так сказать, в реальном времени. А то и просто отказаться от публикации, если читатели ею не заинтересовались. 

Т. е. публикация "с колёс" ещё и выполняет роль коммерческого инструмента зондирования рынка, а для авторов, особенно для начинающих, даёт возможность заявить о себе и своём произведении с минимальными издержками и достаточно быстро. Но всё-таки публиковать произведение в формате сериала целесообразно только тогда, когда у автора оно уже сложилось в законченном виде, хотя в достаточно общем.
Но преимущественно сериалы выходят в массовых книжных жанрах - от эротики до фантастики. Так что сдаётся, что книжный сериал это скорее про бизнес, а не про литературу.


четверг, 11 июля 2024 г.

За последнее время прочитал несколько книг. Самая простая из них это приключенческий роман "Сэр Мортимер" английской писательницы Мэри Джонсон. Эта книга была приобретена за исторический роман, хоть я уже и обжигался на произведениях подобного жанра, вышедших из-под дамского пера.

Конечно в "Сэр Мортимер" чувствительности и страстей побольше, чем это подходит для историко-приключенческой истории, но всё-таки в пределах терпимого. А, поскольку история разворачивается на фоне англо-испанского противостояния в Вест-Индии, то морских и сухопутных боёв в книге немало. Особенно впечатляет кульминационное сражение за овладение испанской крепостью в Нуэво-Кордова. Ну а прочее - коварный оговор, жертвенное достоинство героя и счастливый конец, как воздаяние за испытанные муки - всё в традициях литературной чувствительности начала 20-го века.

Вторая книга это сборник Михаила Задорнова. Писатель рассуждает о первоначальном периоде истории России и его героях - Рюрике, Олеге Вещем, о других исторических фигурах. Он проводит мысль о несправедливости и ложности норманнской теории происхождения древнерусского государства, опираясь на материалы археологических раскопок и на фольклор. Ещё одно утверждение, скрепляющее повествование сборника, состоит в том, что общественность плохо знает или вовсе не знает своей истории и подпадает под искажающие и оболванивающие высказывания западных пропагандистов, стремящихся оболгать в России всё, начиная с истории возникновения. Ну тут автор несколько припоздал, так как норманнская теория уже давно развенчана.

Собственно покупка книги была вызвана тем, что соответствующие телефильмы М. Н. Задорнова я пропустил, а с его идеями хотелось познакомиться полнее.

Конечно понимаю, что М. Н. Задорнов ни разу не учёный, а его филологические, да и исторические тоже, штудии, вызывающие разлитие желчи в учёном сообществе, не более чем преувеличения, если не откровенная фантастика. Но критикам можно возразить следующее. Задорнов - сатирик и эстрадник, его главная задача не углублённые академические изыскания. Он преследовал иную цель - расшевелить, раззадорить слушателей и зрителей, пробудить в них гордость за историю своей страны и сподвигнуть публику на то, чтобы начать интересоваться этой историей и сформировать у них понимание, что это история великой страны и великого народа.

И второе замечание. Учёным мужам, коль скоро они возражают против подходов Задорнова, самим надо "идти в народ" и заниматься историко-культурным просветительством. А писателям и кинодеятелям не маяться всякой фэнтазийной дурью, а писать историческую прозу и снимать фильмы о реальной истории Руси и на научной основе. А то получается что древнерусская тема в литературе фактически отдана на откуп Марии Семёновой. Далеко не худший вариант, но реалистичные повести типа "Ведуна" ушли в тень её романов в стиле славянского фэнтэзи.
И третья книга это роман Л. Юзефовича "Поход н Бар-Хото". Весь ход этой книги оставил ощущение неприкаянности главного героя. Вроде смелый, умный, честный русский офицер, но на сломе эпох в начале 20 века он не может обрести надёжной основы в жизни. Он лишний в Монголии, где служит и которой он в какие-то минуты восхищается. Он классово чужой в советской России и его шпыняют по ссылкам. И женщины возле него не остаются надолго и знания его и опыт не востребованы. Одним словом неприкаянность.


пятница, 28 июня 2024 г.

Научными исследованиями подтверждается, что систематическое чтение художественной литературы способствует развитию творческих навыков, прежде всего связанных с развитием речи. А также улучшает способность понимать других людей и сопереживать им.

Результаты исследований "указывают на устойчивую положительную связь между количеством художественной литературы, прочитанной за всю жизнь, и развитием когнитивных навыков. Особенно сильной эта взаимосвязь была для вербальных способностей и общих когнитивных способностей, включающих такие навыки, как рассуждение, абстрактное мышление и решение проблем".

Следующее высказывание приводимое здесь - результат анализа и обобщения многих житейских примеров. " ... книги - это путь к успеху. Потому что тот, кто читает, может идти вперед. Может мыслить. Фантазировать. Изобретать. Смотреть на себя со стороны. Может управлять собой. А значит - другими."





воскресенье, 9 июня 2024 г.

Как хорошо,

Когда развернёшь наугад

Древнюю книгу - 

И в сочетаниях слов 

Душу родную найдёшь.

Татибана Акэми (1812-1868)