суббота, 25 июля 2020 г.

О ведьмаках и не только 
В память о первом польском фэнтези-сериале "Ведьмак", в котором
М. Жебровский в роли Геральта. 
Кадр из сериала.
роль Геральта из Ривии играл М. Я. Жебровский и побуждаемый выходом в прокат второго сериала по роману Сапковского, решил ознакомиться с первоисточником. 

В прочитанном русском тексте большое число современных слов в устах персонажей и современных элементов действия, чего нельзя себе представить для жителей хотя и вымышленной, но определённо средневековой страны. Хотя наверное этим грешит и сам исходный польский текст.

Вообще книга и особенно некоторые её эпизоды, такие как съезд волшебников в Аретузе, заметно осовременены. Чем дальше читаю, тем больше она походит на этакий политический триллер с далеко идущими экономическими интересами, шпионами, конкуренцией группировок и прочим в том же духе, но в фэнтезийном антураже. Автор пошел и дальше. В тексте можно найти отсылки к событиям реальной европейской политики. Например к  сталинским репрессиям второй половины 1930-х годов или методам американцев по "продвижению демократии" и устройства "цветных" революций. И даже прописана "мировая закулиса" в виде совета волшебниц.


Чем дальше, тем больше атмосферу книги создают грязные и безжалостные реалии войны и не менее жестокое противостояние различных групп и сил стремящихся заполучить в свой распоряжение один и тот же объект устремлений - княжну Цириллу. А её важность определяется обстоятельствами генетики и даже, можно сказать, евгеники. И во всём этом генеалогическо-магическом котле варится противу своей воли главный герой - ведьмак Геральд.

В своей книге Сапковский довольно вольно использует многие мотивы из классических европейских сказок Гриммов, Андерсена, Перро, сказаний о рыцарях Круглого стола и иных источников. Что это явно не идёт на пользу тексту книги. Например, когда он лихо забрасывает княжну Цириллу в старую добрую Логрию (Англию времён короля Артура).

Из положительных сторон стоит отметить, что автор не избегает противоречивости психологических свойств своих персонажей, пусть и при всей условности задаваемых им текстовых коллизий.

Повествование у Сапковского получилось довольно сумбурное, рыхлое, с большим числом пересекающихся линий (совершенно необязательных), с обилием действующих лиц. И он не избежал ошибки, которая встречается, в частности, у Перумова - приплёл к своему сюжету путешествие в разных миррах и измерениях. Похоже некоторые авторы фэнтези не справляются с сюжетом и вынуждены применять подобные сильнодействующие средства для его укрепления. В целом впечатление от "Ведьмака" посредственное.

В книге можно встретить и некоторое количество интересных высказываний более широких, чем этого требует сюжет произведения. Например, такие:


- Только в легендах может выжить то, что в природе выжить не может. Только легенде и мифу не ведомы пределы возможного.

- Мудрость — это, в частности, умение пропускать мимо ушей глупые или неискренние советы.

- Баллады пишут не для того, чтобы в них верили. Их пишут, чтобы ими волновать сердца.

- Никогда не выпадает вторая оказия создать первое впечатление.


- Нетерпимость и зазнайство всегда были присущи глупцам и никогда, думается, до конца искоренены не будут, ибо они столь же вечны, сколь и сама глупость.

- Городка, который жил … наукой и за счет науки и знаний, жил тем, что обычно сопутствует процессу познания, ибо из отходов и осколков теории … рождались практика, сделки и доходы.

В том–то и состоит роль поэзии, Цири. Говорить о том, о чем другие молчат.

-Верно, сказки. Но знаешь, когда сказки перестают быть сказками? Как только в них начинают верить.

- Нет, Высогота, не порочных или непорядочных сбрасывают в бездну, нет! О нет! Как раз порочные, злые, но решительные сбрасывают туда моральных, порядочных и благородных, но, на свое несчастье, робких, колеблющихся и не в меру щепетильных.

- … в качестве самой эффективной защиты от интеллектуального превосходства следует принять максимально грубое облаивание пытающегося демонстрировать все преимущества интеллектуала.

- Знаешь, Цири, что дает человеку университетское образование?
- Нет. Что? Умение пользоваться источниками.

- Потому что я знаю, чего Зло боится. Не этики твоей, Высогота, не проповедей, не моральных трактатов о порядочной жизни. Зло боли боится, боится быть покалеченным, страданий боится, смерти, наконец! Раненое Зло воет от боли как пес! Ползает по полу и визжит, видя, как кровь хлещет из вен и артерий, видя торчащие из обрубков рук кости, видя кишки, вываливающиеся из брюха, чувствуя, как вместе с холодом приходит смерть.

- Безопасность государства не имеет ничего общего со справедливостью.

- А что есть истинная мужественность … если не смешанные в нужной пропорции класс и сумасбродство.

- Все уже когда–то было, все уже когда–то случилось и все уже когда–то было описано.

- Изменения политического режима не могут служить оправданием вандализма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий