четверг, 10 сентября 2020 г.

Прочитал (впервые) "Граф Монте-Кристо" Александра нашего Дюма в серии "Лениздат-Классика". И снова убедился, как витиевато умел построить интригу знаменитый романист. Благодарю этому, благодаря сюжетной сложности роман по сравнению с киноверсиями, даже хорошими, похож на раскидистое древо по сравнению с бревном, у которого постановщики фильма оставили лишь два-три небольших сучка.

Дюма, похоже, очень неплохо разбирался в финансовых и биржевых вопросах благодаря чему смог провести в романе линию постепенного уничтожения Данглара, одного из врагов графа Монте-Кристо. 
В. Авилов в роли графа Монте-Кристо
в фильме "Узник замка ИФ"


Сам Монте-Кристо предстаёт не таким уж изощрённым и безжалостным мстителем. Ему ведомы и сомнения в своём праве на ту месть, которую он избрал делом жизни. При этом герой воспринимает себя как орудие Провидения, воздающего всем по делам их. А значит не только как мстителя но и как защитника и спасителя.

Дюма написал свой роман в 1844 году и ничего удивительного в том, как явственно просматриваются в нём традиции романтической европейской литературы и каким сентиментальным он сделал свой финал. А ведь в романе есть уже множество примет новой эпохи - оптический телеграф, железная дорога, пароход. 

Так что "Граф Монте-Кристо" это можно сказать переходная вещь от романтического жанра к литературе периода технической революции, когда всего лет через двадцать после этого романа другой знаменитейший французский писатель, Жюль Верн, воспевший технику и географию, начал свою серию "Необыкновенные путешествия".

Комментариев нет:

Отправить комментарий