пятница, 21 августа 2015 г.

Книжные "зайцы"

В Румынии придумали нетривиальный способ приохотить жителей, особенно молодёжь, к чтению. Идея стимулирующей программы проста - если читаешь книгу во время всей поездке в общественном транспорте, то за проезд платить не надо.

Но вот кто уж точно не будет в восторге от такой методы, так это руководство местной транспортной фирмы.

Подробнее здесь и здесь.

вторник, 18 августа 2015 г.


"Петербургский дневник" подвёл первый итог работы проекта "Книжные аллеи у Михайловского замка". За месяц с 18 июля в Аллеях побывало более 140 тыс. человек, причём не только питерцы. Книжные развалы предлагают более 15 тыс. наименований книг, ассортимент пополняется и корректируется в зависимости от спроса. Так встреча с писателем немедленно увеличивает продажу его книг. 

Другим фактором успеха и привлекательности "Книжных аллей" можно считать место расположения - самый центр Петербурга с важнейшими объектами культурного и исторического наследия. Прямо напротив Летний сад, рядом Марсово поле, Михайловский дворец Русского музея, Площадь искусств с музеями и театрами и Садовая улица. На фото отмечена площадка, где располагаются книжные развалы.
Бог даст затея с Аллеями станет, как и планируется, ежегодной.

пятница, 14 августа 2015 г.

А шоб не тырили ...
Как хорошо известно, в Средние века рукописные книги стоили очень и очень дорого. И потому, что на написание приходилось затратить уйму времени, и потому, что для создания книги требовался высококвалифицированный труд монахов: переписчиков и иллюстраторов. Поэтому не удивительно, что в монастырских библиотеках драгоценные тома в буквальном смысле слова сажали на цепь. То есть для вящей сохранности приковывали на длинной цепочке к книжной полке. 

Здесь приводятся сохранившиеся до наших дней примеры такой организации библиотечного хранения, главным образом в старой доброй Англии. Где даже были, оказывается, особые термины chained books или chained library.

Ну, а в наше время привязывание или подвешивание книг к полке это уже действия из области так называемого "дизайна". Примеры из этой области есть здесь.

вторник, 11 августа 2015 г.

Книжный бронетюнинг
Некий штукарь соорудил танкообразный обвес на автомобиль, набил обвес книгами, раскатывает по улицам и бесплатно раздаёт книги прохожим. 

Моторизованный способ несения культуры в народ представляет собой один из вариантов бесплатных уличных библиотечек,   существующих в некоторых странах. Это такой некоммерческий проект, направленный как на повышение культуры через чтение книг, так и на организацию общения друзей и единомышленников, с которыми можно было бы обсудить прочитанное. 

четверг, 6 августа 2015 г.

Книжные аллеи у Михайловского замка
Проект с таким названием стал продолжением программы Петербургского международного книжного салона. Проект проходит при поддержке Русского музея, "Книжной лавки писателей", газеты "Петербургский дневник".

"Аллеи" начались с 18 июля, но посетить их смог только сегодня. Будний день - ни музыкальных, ни устных выступлений, мало посетителей. Культурным дополнением к книжной торговле стала небольшая выставка пейзажной живописи, впрочем живописи весьма посредственной. Да и кто оставит что хорошее на открытом воздухе?

Книжные развалы расставлены подковой по границе площадки у северного фасада Михайловского замка. Слева, если стоять спиной к парадной лестнице замка, беллетристика и детские книги, в середине дуги - историческая и гуманитарная литература, правый край занимает изопродукция. Но в целом количество развалов много уступает книжному салону. Посмотрим, если Книжные аллеи станут, как обещано, ежегодным мероприятием, то, может, и книг в аллеях прибавится.


Для себя купил только две книжки: сборничек из двух повестей-сказок М. М. Пришвина и "Мамаево побоище" Д. Л. Мордовцева. Полистал очередные книги А. Перес-Риверте о безнадёжных приключениях капитана Алатристе. И приметил ещё одного испанца - К. Р. Сафона - потому что в продаже был представлен томик его трилогии под названием "Кладбище забытых книг". Название интригует. Начал разбираться что к чему через интернет и сразу интересная цитата: "Это заповедное место, ... святилище. Каждый корешок, каждая книга из тех, что ты видишь, обладает душой. В её душе живут души тех, кто книгу писал, тех, кто её читал и жил ею в своих мечтах. Каждый раз, когда книга попадает в новые руки, каждый раз, когда кто-то пробегает взглядом по её страницам, ее дух прирастает и становится сильнее."


понедельник, 20 июля 2015 г.

Лилипуты под Гулливером (современная сказка)
Альянс независимых издателей и книгораспространителей Москвы обратился в правительство города с открытым письмом. Суть в том, что согласно закону города Москвы № 62 от 17.12.2014 "О торговом сборе" и с Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ, предполагается назначить для небольших по торговой площади (10-15 кв. метров) точек, в том числе независимых книжных, канцелярских или букинистических магазинов, непропорционально большую величину торговых сборов. Тем самым почти наверняка угробить все эти магазины, включая и пункты выдачи заказов интернет-торговли. И сделать это не иначе как в Год литературы.

Книготорговцы обращают внимание властей на выполнение книжными магазинами важной культурной функции, упоминают такую форму работы как представление продукции небольших издательств и на деятельность "show-rooms"  таких издательств, в которых они для наполнения объёма представляют не только свои книги, но и книги своих коллег по издательскому цеху, с которыми они обмениваются продукцией. Подробнее здесь.

Сия коллизия очень похожа на то, что г-да чиновники просто зачищают полянку от магазинчиков и лавок, действуя в интересах крупных розничных сетей. Ранее в нашем блоге уже говорилось о неразвитости инфраструктуры российского книжного рынка.

Гулливер затопчет лилипутов?

суббота, 18 июля 2015 г.

Николя Ле-Флок в книге и в сериале
Закончил читать серию из восьми детективных повестей французского писателя и историка Ж.-Ф. Паро под общим названием "Комиссар Ле-Флок". По мотивам книг был снят телесериал "Николя Ле-Флок", который уже при первом просмотре произвел хорошее впечатление. И захотелось познакомиться с литературным первоисточником. 

Ж.-Ф. Паро
Поневоле приходится сравнивать повести и телесерии. Разумеется, книга куда обстоятельнее и в показе реалий повседневной жизни Парижа второй половины 18 века, где происходят основные события, и в подробностях детективных интриг. А также в психологии и взаимоотношениях персонажей. 

Интересно было читать, как Паро обходит несовершенство научных методов, применявшихся в описываемое время при анализе преступлений. Химанализ в зачатке, анатомическая наука тоже далека от совершенства, но комиссару помогают два знатока - отставной корабельный хирург Семакгюс и парижский палач Сансон. 

Может так и бывало в действительности, но несколько натянутым выглядит привлечение Ле-Флока с нивы расследования уголовных преступлений на поле политического шпионажа и контрразведки. Зато этот ход позволяет ввести в роман целый букет реальных исторических персон - королей, министров, фавориток, музыкантов.

Ж. Робар в роли комиссара Ле-Флока
На мой взгляд в текстах повестей Паро злоупотребляет кулинарными описаниями. Он долго смакует как и что потушить, смешать, выложить, чем это приправить и так далее. Прямо хоть выпускай эти описания отдельным приложением "Кухня Николя ле-Флока". В конце концов при чтении пришлось их просто пропускать.

Детективное действие в телесериале существенно отличается от базовых событий в книге. Но это можно понять - фильм должен быть более динамичным. Украшение фильма - исполнитель главной роли. Теперь даже сложно будет представить иное воплощение Николя Ле-Флока, чем Ж. Робар. И очень хорош его помощник инспектор Бурдо (М. Млекюз).

Те же яйца, вид сбоку.
Начал читать "Смерть на брудершафт", т. н. роман-кино г-на Акунина. Честно сказать, захотелось посмотреть, что это за литературная форма. 

Посмотрел. Особо не впечатлился. Тем более что автор принципиально повторяется. Наивный, но небесталанный герой оказывается не по своей воле вовлечённым в контрразведывательную историю. Он попадает "в науку" к  опытному профи и далее приключения, одно другого невероятнее, начинают накручиваться, успевай только страницы перелистывать. Но это та же история, как в "Шпионском романе" и в первых книжках про Фандорина.

А книга-то довольно длинная, 10 частей ( т. е. 10 фильм). И единственный стимул продолжать такой: "Ну-с, и чем там дело кончится?".

четверг, 2 июля 2015 г.

Слухи о смерти книги несколько преувеличены
Колумнистка газеты "Метро" г-жа Е. Колядина в очередной раз прокляла бумажную книгу в своей заметке в газете от 01.07.15 на 12-й странице. Общий тон текста можно охарактеризовать обращением к бумажной книге: "Да сдохни ты уже наконец!". Говоря о ней, как об устаревшей технологии, Колядина твердит, что уже вот-вот и вся литература перейдёт в электронные форматы. При этом "писатель и журналист" Колядина заявляет, что и писателей-то скоро уже не будет. И почему-то приводит в качестве доказательства то, что, де, на популярный блог может зайти до 10 000 читателей в день, но ни одно писательское творение на бумаге не покупается по 10 000 экземпляров за сутки.

Как-то уж сильно заносит Колядину в критическом угаре, раз она с такой лёгкость путает блоггера и писателя (как ни относись к большинству последних, ведь бунины и достоевские не так часто рождаются).

Видимо г-жа критиканша нехотя признаёт, что литературное, да и этическое качество абсолютного большинства интернет-текстов ниже плинтуса. Аргумент о том, что и издательства выпускают тьму макулатуры, данного факта не отменяет. И качества "электронной литературы" не поднимает.

Вся заметка наводит на мысль о том, что Е. Колядина выступает от имени т. н. "креативного класса", "продвинутых" держателей последних моделей гаджетов. И, как свойственного людям этого типа, самоуверенно отождествляющих себя со всем народом. В нашем случае - со всеми читателями. Но это отождествление не соответствует действительности и вовсе не всем поголовно милы только электронные книги. 

Что занятно - в том же номере газеты, на странице 5, сообщается о проекте социальной рекламы Новосибирской областной научной библиотеки "Успешные люди много читают". На плакатах помещены портреты известных людей за чтением в помещениях библиотеки. Каждый плакат сопровождается афоризмом о пользе чтения. Так что мы ещё пошуршим страницами. 

вторник, 30 июня 2015 г.

"Российская газета" представила данные исследования состояния инфраструктуры российского книжного рынка, подготовленные Российским книжным союзом. И эти данные нельзя назвать иначе как удручающими. И начисто перечёркивающими старый стереотип о России, как о самой читающей стране в мире.

Процитируем далее газетную статью"По уровню развития инфраструктуры для чтения Россия по-прежнему отстает от зарубежных стран. Например, количество книжных магазинов на 1 млн человек во Франции, Канаде и Швеции практически в два раза больше, чем в Санкт-Петербурге, и в пять-шесть раз больше, чем в Москве. По количеству библиотек и Москву, и Санкт-Петербург обогнали все представленные в рейтинге страны." То есть хуже только в каком-нибудь диком Сомали. 

Ещё одна цитата: "В продвижении и информировании читателей о новинках книгоиздания основную роль играет активность издательств, книжных магазинов и выставочно-ярмарочных мероприятий. Значимость социальной рекламы и литературных СМИ не так велика." Это означает, что книга в России бытует, в основном, как товар и продвигает через инструменты маркетинга. А вот системное формирование потребности к чтению книг, развитие отношения к книге, как к важнейшему обстоятельству социально-культурного бытия, слабы.

Честно сказать, слушая разных энтузиастов перевода всего и вся в электронный и виртуальный вид, можно подумать что в России книга и впрямь скоро вымрет, как явление. Но оказывается, что и продвинутые в гаджетном смысле страны по развитию инфраструктуры чтения оставляют Россию далеко за флагом.

Нация, прекратившая читать, обречена на вырождение и исчезновение. Так что всемерная активизация книжного рынка в России это тоже вопрос национальной безопасности. Ибо, как известно, те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор и тем более теми, кто барахтается в соцсетях.