вторник, 12 апреля 2016 г.

Переменчивая тенденция
На 9 съезде российского книжного союза было заявлено, что на российском книжном рынке наметился некоторый рост. Продажи книг на стране за 2015 год выросли на 2% к уровню 2014 года. И за этот же период на 0,4% выросло количество наименований отпечатанных книг и брошюр.
Очевидно, своё влияние на прирост продаж оказал весь комплекс мероприятий по проведению в 2015 году всероссийского Года литературы .

Рост числа наименований при этом, конечно, символический, на грани ошибки подсчёта. Но пусть так. Однако продолжается сокращение точек книготорговли. Даже в Москве среднедушевой показатель много меньше, чем в "европах". Мелкие магазины просто удушены. А по сравнению с советским периодом число книжных магазинов вообще уменьшилось в 8 раз. Появлением и развитием электронных форматов такой провал не объяснить. И это прогресс реформ и демократии? 

Очевидно также, что перелома в пользу расширения книжного рынка и роста хотя бы базовых показателей нельзя ожидать в ближайшие 2-3 года. Просто в силу влияния продолжающегося финансово-экономического кризиса.
Редчайшее из драгоценного
Одно из наиболее редких (и дорогих) европейских изданий это сборник пьес У. Шекспира, напечатанный в 1623 году, т. е. вскоре после кончины драматурга. К печати книгу готовили бывшие актёры шекспировского театра. Джон Хемингом и Генри Кондел, решившие самостоятельно осуществить выпуск его пьес, выкупали у разных издателей права на них, разбирались с "пиратскими" версиями и воссоздавали произведения в авторском варианте.

Источник:
 http://b1.vestifinance.ru/c/213035.640xp.jpg
Время печати сборника позволяет допустить, что портретная гравюра на титульном листе должна быть наиболее достоверна в сравнении с другими известными портретами У. Шекспира.

И это, кстати, служит аргументом против идеи шекспироведа Дж. Хадсона, что под под псевдонимом Шекспир писала некая "черноволосая иудейка Амелия Боссано".

понедельник, 11 апреля 2016 г.

Классики жанра
Любопытно сравнивать стиль разных признанных авторов классического приключенческого жанра. Т. Майн Рида хоть сейчас бери и экранизируй как телесериал стиля "экшн". Сюжет романа сжат как боевая пружина. Не успеешь перевести дух от одного приключения, как тут же налетает другое - враги, хищники, катаклизмы природы. Вместе с тем в географических и ботанических описаниях Майн Рид нетороплив и подробен. 

Л. Буссенар предстаёт как очень французский автор. Герои его романов почти сплошь сыны Галии. И они показывают черты характера, которые так и хочется назвать чисто французскими - увлечённость, азарт, воодушевление, брызжущее как шампанское. В них нет ни надменности бритта, ни рефлексий русского. Как в Марсельезе:
"Вперед, сыны отчизны милой!
Мгновенье славы настает."

Для Г. Р. Хаггарда более характерен некоторый мистицизм. Метемпсихоз у него тесно соседствует с захоронениями мифических несметных богатств в странах и у народов, которые оказались в орбите британских колониальных аппетитов. 

Можно только посетовать о том, что в советский период иностранная приключенческая литература "дозволялась" только та, где был, или считалось, что был, мотив социального или национального освобождения. Поэтому для многих Майн Рид, например, был и остался автором "Оцеола вождь семинолов" и "Всадник без головы".


понедельник, 28 марта 2016 г.

Книжная весна
В период очередного празднования Дня города в С.-Петербурге произойдут два заметных книжных события. 21 мая должен открыться после реконструкции знаменитый магазин Книжная лавка писателей (Невский пр., д. 66). А с 26 по 29 мая пройдёт Очередной XI Петербургский международный книжный салон. Место проведения Книжного салона – Михайловский манеж (Зимний стадион) и прилегающее к нему уличное пространство – Манежная площадь, Малая Садовая и Кленовая улицы. Проведение салона перекрывается проектом "Книжные аллеи". В 2016 году они будут проходить с 15 мая до 20 сентября. Поскольку этот год в России является Годом кино, то кинематографическая тема должна получить своё отражение на Аллеях.

Книжная лавка писателей должна будет стать не просто торговой точкой, а литературным клубом. С этой целью площадь лавки будет разбита на несколько зон: торговую, Конференц-зал, литературное кафе-клуб, зону буккроссинга и выступлений.

суббота, 26 марта 2016 г.


Из разряда вечных истин
"Чтобы заполнить пустоту внутри себя, надо читать книги, а не жрать" (из публикаций газеты "Метро").

В то же время исследователи из университета Тулузы полагает, что "полезно читать за едой, поскольку пища усваивается гораздо лучше, чем у тех, кто смотрит телевизор. Во время чтения человек пережевывает пищу медленнее, в результате чего еда поступает в желудок в более измельченном виде и хорошо пропитывается пищеварительными соками".
Подробнее здесь.

четверг, 3 марта 2016 г.

Таланты и поклонники
Ко Дню писателя (3 марта) "Левада-центр" опубликовал данные опроса общественного мнения о том, кто из писателей самый-самый. За Л. Н. Толстого подали 45% голосов. За Ф. М. Достоевского 23%, А. П. Чехов собрал 18%. А. С. Пушкин - 15%, Н. В. Гоголь-13%.

То есть литературная классика непреходяща, более того - она важная часть национального культурного кода. Несмотря на издание гор бульварных книжонок. Несмотря на модных (продвинутых) писателей земли русской, (Улицкая, ау-у-у, ты где-е-е-е!). Несмотря на электронные медиа. 

Кстати, о медиа. Возможно, что на полученные процентные показатели повлияли недавний показ телесериала из жизни Ф. Достоевского и прошедший в декабре 2015 года и довольно широко освещавшийся проект группового чтения "Война и мир" в прямом эфире "от Москвы до самых до окраин".

вторник, 1 марта 2016 г.

Уходящая натура
Увы, давно закрыт, якобы на ремонт, книжный клуб на т. н. Австрийской площади. Окна залеплены светоотражающей пластиковой плёнкой. Не хочется думать, что после окончания ремонта здесь появится просто очередной кабак или лавчонка с какой-нибудь галантереей кислотных цветов.

Кризис, господа. 

Вместе с тем совсем недалеко от упомянутого места относительно недавно открылось новое заведение. Они называют себя "литературное арт кафе". Составной частью заведения стал маленький букинистический магазинчик. Его книги предлагаются также через собственный интернет-магазин.

Посмотрим сколько они протянут.
Святослав и иудеи - пришёл на вы
Изданная отдельной книгой историческая повесть (или небольшой роман) В. В. Мануйлова "Иду на вы!"оказалась довольно своеобразным произведением. Настолько своеобразным, что ему так и тянет предпослать в виде эпиграфа сакраментальное: "Бей жидов, спасай Россию!".

На основании распространения иудаизма среди правящих слоёв Хазарского каганата автор изобразил злонамеренные иудейские притязания на мировое господство. Очевидно, тем самым кидая булыжничек в палисадник США, где еврейские банкиры и сейчас занимают не самое последнее место.

Ну и некоторые мелкие несуразности. Шестоперы, упоминаемые в тексте, появились гораздо позже времени действия романа (вторая треть 10 века). Варяжские дружинники никогда не носили на шлемах рогов, только парные украшения из перьев.

суббота, 20 февраля 2016 г.

Умберто Эко ушёл



На 85 году жизни скончался выдающийся итальянский писатель и философ Умберто Эко. Как сообщает газета "Реппублика" со ссылкой на его родственников, это произошло вечером в пятницу, 19 февраля, в его собственном доме.  Причину его смерти газета не уточнила.

У. Эко родился в 1932 году неподалеку от Турина, в 1954 году окончил туринский университет, где изучал средневековую философию и литературу. В возрасте 48 лет он написал свой первый и самый знаменитый роман "Имя розы". До этого он не планировал становиться писателем и занимался научной деятельностью.

Благодаря этому роману писатель стал всемирно известным, а в 1986 книга была экранизирована режиссером Жан-Жаком Анно. Последующие романы Эко также имели большой успех. Среди них: "Маятник Фуко", "Остров накануне", "Баудолино","Пражское кладбище" . В январе 2015 года был издан последний роман писателя - "Нулевой номер".

Эко работал на телевидении, был обозревателем крупнейшей итальянской газеты Espresso, преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана, Флоренции и Турина. Профессор Болонского университета. Почетный доктор множества иностранных университетов. Кавалер французского офицерского Ордена Почётного легиона (2003 г.).

С сентября 1962 года Эко был женат на немецкой преподавательнице искусств Ренате Рамге. У него остались сын и дочь.

понедельник, 15 февраля 2016 г.


Смоленская "Стена"
Прочитал исторический роман В. Мединского "Стена" об обороне Смоленска от поляков в период Смутного времени. Конкретно 1609-1611 годы. В целом книга понравилась. И исторично, и динамично, и даже романтично. Вот только зря автор внёс в реалистическое произведение целую серию видéний своих персонажей. 

Конечно, верующим людям 17-го века, к тому же
находящимся в ситуации сильного боевого стресса, вполне могла привидится явление какого-нибудь небесного заступника. Но текст написан так, что сцены появления потусторонней помощи выглядят скорее как эпизод из фантастического романа с соприкосновением разновременных пластов или путешествий в будущее. А это уже явное смешение жанров. Понятно, что Мединский хотел выразить историческую связь эпох, когда приходилось отражать вражеские нашествия. Но сделал он это неудачно.

Сразу подумалось ещё о том, что книга, которая изобилует множеством историко-бытовых подробностей довольно кинематографична. И вот, пожалуйте - оказывается съёмки четырёхсерийного телефильма по роману завершены и он вот-вот должен выйти на экран. Если так, то будем посмотреть.

Но создатели мультфильмов уже успели опередить "большое" кино. Посмотрел по ТВ фильм "Крепость: щитом и мечом", сделанный на основе романа В. Мединского. С учётом свойств жанра вполне приемлемо.