среда, 1 июня 2016 г.

Закончил читать купленную на Книжном салоне книгу Р. Слоуна "Круглосуточный книжный мистера Пенумбры". Закончил и ничуть не пожалел о её приобретении. Напротив. 

Превосходная мозаика из историй о старых книгах, современного фэнтэзи, криптографии, автоматического распознавания образов, видеоигр, технологии обработки изображений, распределённых компьютерных сетей и поиска бессмертия.

Хочется обратить внимание на то, что в романе супер-пупер компьютерная мощь спасовала в решении центральной проблемы сюжета, а человеческая наблюдательность, любовь к книге (пусть даже к подростково-развлекательной) и системное культурное мышление героя книги это решение нашли-таки. И в итоге (фанфары!) книжная культура и IT сливаются в многообещающем симбиозе.

Спасибо издательству Live book и, особо, переводчику В. Апрелеву.

суббота, 28 мая 2016 г.

"Вновь я посетил ..."
В отличии от А. С. Пушкина не деревню, а только 11 Международный книжный салон и Книжные аллеи на Малой Конюшенной. На первый взгляд салон мало чем отличается, например, от прошлогоднего. Так же много детской литературы - это хорошо. Маловато беллетристики - это плохо. Основная масса литературы, представленной издательскими и книготорговыми фирмами, состоит из книг по истории, как отечественной, так и зарубежной, и изданий по искусству. А также из книг религиозного и возлерелигиозного свойства. Совсем мало естественно-научной и технической литературы. 

Среди неленинградских участников салона - Москва, Крым, Греция, Китай. Крымская литература это г. о. краеведение. Очень интересная была книга - история Крыма на русском и английском языках. Иностранцев же даже не смотрел.  Очень интересный по оформлению стенд издательства детской литературы "Речь". Его средняя часть задрапирована тканями с рисунками типа примитивизма или иллюстраций книг для детей - выглядит свежо, неизбито. 

Собственный урожай в этот раз невелик. Сборник А. Ахматовой в пополнение поэтической антологии питерского издательства "Паритет" и небольшой роман Р. Слоуна "Круглосуточный книжный мистера Пенумбры". Возмечтал было о книге У. Эко "Пражское кладбище, но восемь сотен... . Даже за Эко многовато будет. И чего ждать, если книга представлена на стенде сети "Буквоед", наверное самой дорогой в С.-Пб. .

Вообще же глядя на то, какое разнообразие книг издаётся в стране, как зачастую богато и стильно они оформлены, начинаешь понимать, что не-е-е, электронная книга ещё долго постоит в сторонке.

четверг, 26 мая 2016 г.

Салон и лавка открылись
26.05.2016 в С.-Пб. началась работа 11 Международного книжного салона. Одновременно открылась после ремонта Книжная лавка писателей на Невском. 

У салона большая программа - кинотеатр под открытым небом, Рекламная улица, целый набор деловых мероприятий. 

суббота, 21 мая 2016 г.

Домучил роман Евг. Водолазкина "Лавр". Именно домучил, потому что большей жвачки ещё в руки не попадалось. Дочитал только, чтобы получить полное впечатление. Оно таково - это писание может смело претендовать на первое место в номинации "Макулатура 2012".

среда, 18 мая 2016 г.

Несолнечный удар
Прочитал "Окаянные дни" И. А. Бунина. Т. е. дневниковые записи писателя 1918-1919 годов. Бросаются в глаза два противоречия. Первое  возникает между пафосной подачей событий Гражданской войны в России, обычной для советского периода, и взглядом in situ изнутри событий, который даёт Бунин. 

В советское время несчастий войны и первых лет советской власти не скрывали, но относили больше за счёт сопротивления "эксплуататорских классов" наступлению "нового, светлого завтра". В "Окаянных днях" революция и гражданская война это когда рухнули все запреты, все моральные и поведенческие устои. Когда любое свинство, любая низость стали не просто возможны, но и превратились в сущность общественной трансформации. Бесчинные убийства "бывших" в России без разбора пола и возраста напоминают робеспьерову кровавую вакханалию.

Чему есть вот какое объяснение. В источнике цитируется лидер партии эсеров В. Чернов. В своих воспоминаниях он указывал, что русский капитализм в течение нескольких десятилетий создавал не кадры организованного квалифицированного пролетариата, а скорее огромную "резервную армию труда, вырождающуюся в люмпен-пролетариат, в пестрый винегрет деклассированных элементов". И в итоге настоящие пролетарии "утонули в пестрой толпе люмпен-пролетариев и люмпен-буржуазии". И получается, что современный европейский капитализм идёт по той же кривой дорожке, только там армия люмпенов формируется с добавлением большого количества дикарей из Африки и с Ближнего Востока, заражённых агрессивным исламом и не имеющих никакого отношения к европейскому образу мышления и действия. Потенциал социального взрыва закладывается чудовищный.

Поголовное скотство "масс" в революционной России, оторопь и бессилие тех, кто до революции был основой общества, культуры, науки - таковы "окаянные дни", увиденные Буниным. Из "разрешённых" писателей пожалуй только И. Бабель по возможности близко подошёл к этой теме в "Конармии". Ну и М. Булгаков с его незабвенным Швондером.


Второе противоречие у Бунина возникает тогда, когда в дневниковых записях, частых и подробных, сразу же за смятением и раздражением автора, вдруг появляются тонкие, очень лиричные зарисовки явлений природы. Облака, деревья, ветер выписаны нежно, даже любовно. Как будто лирическое начало автора проглядывает сквозь хаос и мерзость происходящего у него на глазах.

Конечно "Окаянные дни" это болезненная, безнадёжная реакция Бунина на революционные и послереволюционные события. Реакция тем более понятная сейчас, поскольку четвёртая русская революция 1985-1991 годов происходила уже на наших глазах. Но настоящий Бунин всё-таки остался в "Тёмных аллеях", в  "Натали", в "Солнечном ударе". 



среда, 11 мая 2016 г.

Евангелие от Лазаря, Грааль и море крови
Прочитал небольшой по объёму, но насыщенный роман С. Экланда "Пустые земли". У книги непростая структура - обнаруженная в университетской библиотеке хроника участника Первого крестового похода (последние годы 11 века) преподносится как основа позднейшего куртуазного романа "Персиваль" (вторая половина 12 века). Одновременно переработка этой же хроники становится современным приключенческим романом, процесс написания которого составляет содержание романа Экланда на равных правах с событиями хроники Крестового похода (призыв Урбана Второго к крестоносцам, высадка в Палестине, взятие Антиохии и Иерусалима).

Читается книга превосходно, она содержательна, насыщенна и увлекательна. Автор предусмотрел в своем романе если не открытый, то, по крайней мере полуприкрытый финал. Так что остаётся ждать, что публикация на русском языке романа-продолжения "Цветы зла" воспоследует.

пятница, 22 апреля 2016 г.

Не могу не привести следующий, чисто петербургский, пример отношения к чтению (смотрим иллюстрацию).



Источник: http://www.timeout.ru/spb/feature/30027/pic-357943

Более подробные рассуждения о том, что читают в Питере, можно увидеть здесь.

вторник, 12 апреля 2016 г.

Переменчивая тенденция
На 9 съезде российского книжного союза было заявлено, что на российском книжном рынке наметился некоторый рост. Продажи книг на стране за 2015 год выросли на 2% к уровню 2014 года. И за этот же период на 0,4% выросло количество наименований отпечатанных книг и брошюр.
Очевидно, своё влияние на прирост продаж оказал весь комплекс мероприятий по проведению в 2015 году всероссийского Года литературы .

Рост числа наименований при этом, конечно, символический, на грани ошибки подсчёта. Но пусть так. Однако продолжается сокращение точек книготорговли. Даже в Москве среднедушевой показатель много меньше, чем в "европах". Мелкие магазины просто удушены. А по сравнению с советским периодом число книжных магазинов вообще уменьшилось в 8 раз. Появлением и развитием электронных форматов такой провал не объяснить. И это прогресс реформ и демократии? 

Очевидно также, что перелома в пользу расширения книжного рынка и роста хотя бы базовых показателей нельзя ожидать в ближайшие 2-3 года. Просто в силу влияния продолжающегося финансово-экономического кризиса.
Редчайшее из драгоценного
Одно из наиболее редких (и дорогих) европейских изданий это сборник пьес У. Шекспира, напечатанный в 1623 году, т. е. вскоре после кончины драматурга. К печати книгу готовили бывшие актёры шекспировского театра. Джон Хемингом и Генри Кондел, решившие самостоятельно осуществить выпуск его пьес, выкупали у разных издателей права на них, разбирались с "пиратскими" версиями и воссоздавали произведения в авторском варианте.

Источник:
 http://b1.vestifinance.ru/c/213035.640xp.jpg
Время печати сборника позволяет допустить, что портретная гравюра на титульном листе должна быть наиболее достоверна в сравнении с другими известными портретами У. Шекспира.

И это, кстати, служит аргументом против идеи шекспироведа Дж. Хадсона, что под под псевдонимом Шекспир писала некая "черноволосая иудейка Амелия Боссано".

понедельник, 11 апреля 2016 г.

Классики жанра
Любопытно сравнивать стиль разных признанных авторов классического приключенческого жанра. Т. Майн Рида хоть сейчас бери и экранизируй как телесериал стиля "экшн". Сюжет романа сжат как боевая пружина. Не успеешь перевести дух от одного приключения, как тут же налетает другое - враги, хищники, катаклизмы природы. Вместе с тем в географических и ботанических описаниях Майн Рид нетороплив и подробен. 

Л. Буссенар предстаёт как очень французский автор. Герои его романов почти сплошь сыны Галии. И они показывают черты характера, которые так и хочется назвать чисто французскими - увлечённость, азарт, воодушевление, брызжущее как шампанское. В них нет ни надменности бритта, ни рефлексий русского. Как в Марсельезе:
"Вперед, сыны отчизны милой!
Мгновенье славы настает."

Для Г. Р. Хаггарда более характерен некоторый мистицизм. Метемпсихоз у него тесно соседствует с захоронениями мифических несметных богатств в странах и у народов, которые оказались в орбите британских колониальных аппетитов. 

Можно только посетовать о том, что в советский период иностранная приключенческая литература "дозволялась" только та, где был, или считалось, что был, мотив социального или национального освобождения. Поэтому для многих Майн Рид, например, был и остался автором "Оцеола вождь семинолов" и "Всадник без головы".