Ударим литературой по маркетингу!
Знаток книжного рынка И. Пухова дала интервью для газеты "Петербургский дневник" (9 сентября 2024 года), в котором прояснила ситуацию на книгоиздательском рынке нашей страны. По мнению Пуховой состояние книгоиздания в России определяется следующими факторам.
Маркетинг играет первую скрипку, а литература, "разумное, доброе, вечное" плетётся где-то в хвосте процесса. Не считая подростковых форматов, издаются модные писатели. То есть известные, "раскрученные". Издательские и типографские ресурсы не бесконечны, значит издавать надо то (тех авторов тех жанров), что обеспечит издателю сбыт и прибыль. Новые имена на обложке это риск. Автор может не понравится читателям, "не пойти", гарантий ведь никаких. Тогда издатель может просто скатится в убыток.
Также играет роль существенная монополизированность книжного рынка крупными издательствами и торговыми сетями. Они обеспечивают сбыт "верняка" - массовой литературы, а на долю некрупных издательств и книжных магазинов остаётся во многом нишевая торговля.
Кроме того игроки книжного рынка стараются избегать напряженных тем, таких как выпуск книг о СВО. Просто для того "как бы чего не вышло", не нарваться на санкции, не стать объектом завезённой с Запада т. н. "культуры отмены" и шельмования со стороны либеральной тусовочки, примазавшейся к книгопроизводству. А какие-нибудь переводные "сопли в сахаре" для "секретарш" это сколько угодно (курсив наш).
Но, как отметила в своём интервью И. Пухова, "ситуация
начала меняться. Спустя два с половиной года после начала спецоперации стали
появляться патриотически настроенные авторы и блогеры, которые
не боятся выражать свою позицию и в книгах,
и в публичных высказываниях. Издательства тоже постепенно осознали,
что отмолчаться не получится. Рынок требует отклика на важные
события, и они начали издавать книги, посвященные конфликту
на Украине. Литература неизбежно реагирует на события, которые
волнуют общество."