понедельник, 20 июля 2015 г.

Лилипуты под Гулливером (современная сказка)
Альянс независимых издателей и книгораспространителей Москвы обратился в правительство города с открытым письмом. Суть в том, что согласно закону города Москвы № 62 от 17.12.2014 "О торговом сборе" и с Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ, предполагается назначить для небольших по торговой площади (10-15 кв. метров) точек, в том числе независимых книжных, канцелярских или букинистических магазинов, непропорционально большую величину торговых сборов. Тем самым почти наверняка угробить все эти магазины, включая и пункты выдачи заказов интернет-торговли. И сделать это не иначе как в Год литературы.

Книготорговцы обращают внимание властей на выполнение книжными магазинами важной культурной функции, упоминают такую форму работы как представление продукции небольших издательств и на деятельность "show-rooms"  таких издательств, в которых они для наполнения объёма представляют не только свои книги, но и книги своих коллег по издательскому цеху, с которыми они обмениваются продукцией. Подробнее здесь.

Сия коллизия очень похожа на то, что г-да чиновники просто зачищают полянку от магазинчиков и лавок, действуя в интересах крупных розничных сетей. Ранее в нашем блоге уже говорилось о неразвитости инфраструктуры российского книжного рынка.

Гулливер затопчет лилипутов?

суббота, 18 июля 2015 г.

Николя Ле-Флок в книге и в сериале
Закончил читать серию из восьми детективных повестей французского писателя и историка Ж.-Ф. Паро под общим названием "Комиссар Ле-Флок". По мотивам книг был снят телесериал "Николя Ле-Флок", который уже при первом просмотре произвел хорошее впечатление. И захотелось познакомиться с литературным первоисточником. 

Ж.-Ф. Паро
Поневоле приходится сравнивать повести и телесерии. Разумеется, книга куда обстоятельнее и в показе реалий повседневной жизни Парижа второй половины 18 века, где происходят основные события, и в подробностях детективных интриг. А также в психологии и взаимоотношениях персонажей. 

Интересно было читать, как Паро обходит несовершенство научных методов, применявшихся в описываемое время при анализе преступлений. Химанализ в зачатке, анатомическая наука тоже далека от совершенства, но комиссару помогают два знатока - отставной корабельный хирург Семакгюс и парижский палач Сансон. 

Может так и бывало в действительности, но несколько натянутым выглядит привлечение Ле-Флока с нивы расследования уголовных преступлений на поле политического шпионажа и контрразведки. Зато этот ход позволяет ввести в роман целый букет реальных исторических персон - королей, министров, фавориток, музыкантов.

Ж. Робар в роли комиссара Ле-Флока
На мой взгляд в текстах повестей Паро злоупотребляет кулинарными описаниями. Он долго смакует как и что потушить, смешать, выложить, чем это приправить и так далее. Прямо хоть выпускай эти описания отдельным приложением "Кухня Николя ле-Флока". В конце концов при чтении пришлось их просто пропускать.

Детективное действие в телесериале существенно отличается от базовых событий в книге. Но это можно понять - фильм должен быть более динамичным. Украшение фильма - исполнитель главной роли. Теперь даже сложно будет представить иное воплощение Николя Ле-Флока, чем Ж. Робар. И очень хорош его помощник инспектор Бурдо (М. Млекюз).

Те же яйца, вид сбоку.
Начал читать "Смерть на брудершафт", т. н. роман-кино г-на Акунина. Честно сказать, захотелось посмотреть, что это за литературная форма. 

Посмотрел. Особо не впечатлился. Тем более что автор принципиально повторяется. Наивный, но небесталанный герой оказывается не по своей воле вовлечённым в контрразведывательную историю. Он попадает "в науку" к  опытному профи и далее приключения, одно другого невероятнее, начинают накручиваться, успевай только страницы перелистывать. Но это та же история, как в "Шпионском романе" и в первых книжках про Фандорина.

А книга-то довольно длинная, 10 частей ( т. е. 10 фильм). И единственный стимул продолжать такой: "Ну-с, и чем там дело кончится?".

четверг, 2 июля 2015 г.

Слухи о смерти книги несколько преувеличены
Колумнистка газеты "Метро" г-жа Е. Колядина в очередной раз прокляла бумажную книгу в своей заметке в газете от 01.07.15 на 12-й странице. Общий тон текста можно охарактеризовать обращением к бумажной книге: "Да сдохни ты уже наконец!". Говоря о ней, как об устаревшей технологии, Колядина твердит, что уже вот-вот и вся литература перейдёт в электронные форматы. При этом "писатель и журналист" Колядина заявляет, что и писателей-то скоро уже не будет. И почему-то приводит в качестве доказательства то, что, де, на популярный блог может зайти до 10 000 читателей в день, но ни одно писательское творение на бумаге не покупается по 10 000 экземпляров за сутки.

Как-то уж сильно заносит Колядину в критическом угаре, раз она с такой лёгкость путает блоггера и писателя (как ни относись к большинству последних, ведь бунины и достоевские не так часто рождаются).

Видимо г-жа критиканша нехотя признаёт, что литературное, да и этическое качество абсолютного большинства интернет-текстов ниже плинтуса. Аргумент о том, что и издательства выпускают тьму макулатуры, данного факта не отменяет. И качества "электронной литературы" не поднимает.

Вся заметка наводит на мысль о том, что Е. Колядина выступает от имени т. н. "креативного класса", "продвинутых" держателей последних моделей гаджетов. И, как свойственного людям этого типа, самоуверенно отождествляющих себя со всем народом. В нашем случае - со всеми читателями. Но это отождествление не соответствует действительности и вовсе не всем поголовно милы только электронные книги. 

Что занятно - в том же номере газеты, на странице 5, сообщается о проекте социальной рекламы Новосибирской областной научной библиотеки "Успешные люди много читают". На плакатах помещены портреты известных людей за чтением в помещениях библиотеки. Каждый плакат сопровождается афоризмом о пользе чтения. Так что мы ещё пошуршим страницами. 

вторник, 30 июня 2015 г.

"Российская газета" представила данные исследования состояния инфраструктуры российского книжного рынка, подготовленные Российским книжным союзом. И эти данные нельзя назвать иначе как удручающими. И начисто перечёркивающими старый стереотип о России, как о самой читающей стране в мире.

Процитируем далее газетную статью"По уровню развития инфраструктуры для чтения Россия по-прежнему отстает от зарубежных стран. Например, количество книжных магазинов на 1 млн человек во Франции, Канаде и Швеции практически в два раза больше, чем в Санкт-Петербурге, и в пять-шесть раз больше, чем в Москве. По количеству библиотек и Москву, и Санкт-Петербург обогнали все представленные в рейтинге страны." То есть хуже только в каком-нибудь диком Сомали. 

Ещё одна цитата: "В продвижении и информировании читателей о новинках книгоиздания основную роль играет активность издательств, книжных магазинов и выставочно-ярмарочных мероприятий. Значимость социальной рекламы и литературных СМИ не так велика." Это означает, что книга в России бытует, в основном, как товар и продвигает через инструменты маркетинга. А вот системное формирование потребности к чтению книг, развитие отношения к книге, как к важнейшему обстоятельству социально-культурного бытия, слабы.

Честно сказать, слушая разных энтузиастов перевода всего и вся в электронный и виртуальный вид, можно подумать что в России книга и впрямь скоро вымрет, как явление. Но оказывается, что и продвинутые в гаджетном смысле страны по развитию инфраструктуры чтения оставляют Россию далеко за флагом.

Нация, прекратившая читать, обречена на вырождение и исчезновение. Так что всемерная активизация книжного рынка в России это тоже вопрос национальной безопасности. Ибо, как известно, те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор и тем более теми, кто барахтается в соцсетях.

воскресенье, 28 июня 2015 г.

Прочитал "Петроград в 2027 году или тайна Омфалоса" - книгу одной из поддерживаемой правительством Петербурга серии работ петербургских литераторов. Название серии "Тайны, мифы, легенды". Автором записан некий Николай Самоваров. Псевдоним, само собой. Особенно если учесть стиль самого текста, где персонажам назначены позиции, имеющие ясные аналогии из истории России, и даны соответствующие имена. То есть имена, ассоциирующиеся с именами политиков российского 20-го века. 

В книге жанра "антиутопия" лихо замешаны в одно действие события и персонажи дореволюционные, времен революции, советского и постсоветского периодов. Но главное, пожалуй, в том, что Самоваров или тот, кто скрывается за этим псевдонимом, использовал текст книги для выражения своей общественной позиции, позиции православного монархиста. Ему ненавистно всё советское и революционное. 
Пуп Земли или Омфал

А вот разрешение сюжетной коллизии получилось откровенно слабенькое, в духе комедии "Ширли-мырли": "Спасти нас может только чудо!". 

В принципе из книжки мог бы получиться боевичок с компьютерными спецэффектами (финальное сражение в Мангурии). Но перечитывать опус Самоварова вряд ли захочется.

О книжной серии "Тайны, мифы, легенды" прочесть также можно здесь.

среда, 24 июня 2015 г.

Читает и показывает Красная площадь
В Москве, прямёхонько на Красной площади, 25 июня начинается крупнейшее мероприятие из программы Года литературы - фестиваль "Книги России". Концепция фестиваля опирается на принципы открытости, мультимедийности, синтеза всех искусств на основе литературы. Главная идея фестиваля — приглашение страны к чтению. Динамизм и открытость должен подчеркнуть дизайн выставочных объектов. Это будут прозрачные шатры. выставляемые в них книги как бы выходят прямо в город. 
Источник: http://www.blog-fiesta.com
Газета "Вечерняя Москва" напоминает, что на Красной площади с давних времён существовала книготорговля. Таким образом фестиваль как бы возвращается к старой традиции. Организаторы предполагают сделать этот фестиваль ежегодным, проводящимся летом, возможно даже с фиксированной датой - днём рождения А. С. Пушкина 6 июня. Доступ на объекты фестиваля свободный. Отдельные площадки будут отведены для детской литературы, для non fiction, для продукции региональных издательств, включая крымские. А у Василия Блаженного развернута концертная сцена.


Подробнее здесь.
Книги и деньги
Как известно Греция в этом году оказалась в положении несостоятельного должника внешних кредиторов, в первую очередь Международного валютного фонда. Чтобы обеспечить возврат кредита, заимодавцы из Евросоюза настойчиво требуют от греческого правительства проведения жестких финансовых реформ. Подразумевается рост налогов, сокращение пенсий и зарплат и много ещё чего. А правительство социалистов Алексиса Ципраса отказывается это делать, так как удовлетворение требований кредиторов фактически провоцирует мощный социальный взрыв.

Богиня мудрости, ремёсел и 
справедливых войн Афина
Источник: http://yablor.ru

В частности международные кредиторы требуют увеличить до 11% НДС на книги. Но греки категорически настаивают, чтобы этот налог оставался на нынешнем уровне 6% (по информации РБК).

Оценки причин нынешнего состояния греческих финансов противоречивы и не здесь в них разбираться. Но то, что, даже оказавшись в пиковом положении, греческое правительство отказывается повышать налоги на книги (так же как и на лекарства), говорит об уровне их понимания социальной важности книжной культуры.

Отказ от повышения НДС на книги воспринимается как результат осознания греками того факта, что Греция является колыбелью европейской культуры вообще. Любопытно, что движения в том же направлении предприняли в российской Думе. Депутат М. Сердюк внёс законопроект с предложением обнулить НДС на книгопечатную продукцию. "Это один из шагов, который поможет остановить культурную деградацию. ... Первый звонок уже прозвенел — молодежь перестала читать", — пояснил свою позицию Сердюк.



вторник, 23 июня 2015 г.

Смешно
Анекдот из газеты "Метро": "Хочу столько денег, чтобы в них можно было книги прятать".
Смешно. Вот только тем, у кого СТОЛЬКО денег, книги-то и не нужны.

пятница, 19 июня 2015 г.

Антираспятие
Давно хотел написать про эту картину. Это далеко не единственный пример работы французской художницы Франсин Ван Хов, изображающий читающую женщину. Точнее женщину с книгой. Помимо достоинств художественной манеры Ван Хов, которую можно назвать спокойной изысканностью, картина порождает впечатления, кратко выраженные в заголовке.
Ф. Ван Хов. "Обнажённая с книгой".
В картине намёк на распятие вызывает только поза модели с вытянутыми сомкнутыми ногами, раскинутыми руками и головой склонённой к плечу. Но сразу же срабатывает противопоставление сюжетов и появляется ряд оппозиций. Женщина - Христос, умиротворение - страдание, жизнь - смерть, покой - напряжение, сад - Голгофа. сосуд с напитком - Грааль.