пятница, 29 июня 2018 г.

Прочитал мемуары британского морского офицера, воевавшего во Вторую мировую на Средиземном море на канлодке. Книга так и называется "Канонерка 658". Интересно было прочитать личные свидетельства несоветского участника войны, раньше подобного материала как-то не попадалось.

Написана просто, довольно живо. Описаны как боевые походы, так и течение морской жизни вообще. Немало внимания автором отдано такому важному для любого моряка обстоятельству, как качество питания на борту. И тем впечатлениям, которые он получал, меняя палубу на краткий отдых на суше.

Примерно так выглядел эта канонерка.
Источник: здесь.
Несколько неожиданно воспринимается то, насколько активными были действия британского флота в Средиземном море у западного побережья Италии и в Адриатике. И неожиданно как издательство "Центрполиграф" сподвиглось на издание такой нехарактерной для массового рынка книги. Как и на выпуск другой книги военно-морских мемуаров, на сей раз американского автора А. Лотта, о минной войне "Самое опасное море. Минная война в годы Второй мировой".
Правда, последняя написана намного хуже первой. Её текст больше напоминает журнал боевых действий или технический отчёт.

суббота, 2 июня 2018 г.

На встрече с читателями в рамках книжного фестиваля "Красная площадь" министр культуры РФ В. Мединский высказался следующим образом по вопросу о господдержке литературной деятельности: "Вопрос, какие произведения, авторы получают господдержку. Я всегда говорю о том, что заниматься культурным мазохизмом, то есть оказывать государственную поддержку тем идеям авторам и проектам, которые работают против нашей страны, мы не будем. К цензуре это никакого отношения не имеет, это наша позиция".

А то с перестройки привыкли многие квазикультурные деятели привыкли самовыражать себя тем, что класть из-под хвоста на страну, её историю и народ, но требовать  при этом себе, любимым, государственных денег. Пусть сами бегают за своими тридцатью серебренниками.

Подробнее здесь.
Летние Книжные аллеи в 2018 оказались как-то не очень.
Пустовато, в смысле выбора книг. Может быть дело в том, что сезон Аллей только начался (с 21 мая)? Но бодро верещит в микрофон массовик-затейник (пардон, аниматор), бодро пляшут и поют детские ансамбли. И кипит рядом Невский - в жратвенно-сувенирно-суетливом пространстве идёт интенсивный туристический чёс. До книг ли тут?

Унёс только сборничек М. И. Веллера под незатейливым названием "Любовь и страсть". Но это всё же Веллер, так что рассчитываю на интересные впечатления от прочтения.

четверг, 31 мая 2018 г.

Центральная российская площадка
С 31 мая по 3 июня - время проведения московского книжного фестиваля "Красная площадь". Сайт "Российской газеты" публикует подборку материалов, посвящённых событию. Например в интервью с М. Сеславинским, руководителем ФА по печати и массовым коммуникациям, где вновь обсуждается тема соотнесения традиционной книги и гаджетов в процессе чтения. Ведь чтение книг требует умственного труда, в ярком и динамичном мире электронной информации этого не нужно - скачи кликами туда-сюда, болтайся по интернету как оно в проруби.

Но присутствие 400 издательств на фестивале показывает, что выпускаемые ежегодно 120-125 тысяч наименований книг всех направлений, включая малотиражную специальную литературу, востребованы. Сеславинский посетовал на дороговизну книг в России, но в качестве какого-то оправдания заметил, что за рубежом они намного дороже. Так и доходы там другие, в том числе у тех кто занят интеллектуальной деятельностью и кому книги всего нужнее (курсив наш).

среда, 30 мая 2018 г.

Лучше поздно, чем никогда
В Россию вернулись семь исторических фолиантов XVIII века, похищенных немецко-фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны из Великого Новгорода. 
Кукрыниксы: "Бегство фашистов из Новгорода"
Об этом сообщает Регнум. Как и том, что в войну только из Новгорода фрицы вывезли 34 тысяч книжных раритетов. "Культурная европейская нация", блин.

понедельник, 21 мая 2018 г.

Приключения критского кормщика
Прочитал книгу В. Д. Гладкого "Колыбель богов" - историко-приключенческий роман из эпохи крито-микенской цивилизации. Написано сочно, с превосходным знанием темы - материальная культура, обычаи и ритуалы, политические отношения древних средиземноморских государств, критское искусство и морское дело. Конечно, с литературной точки зрения роман простенький. 

Приключения героя - юного кормщика-кибернетоса по имени Даро - выглядят несколько натянуто, уж больно быструю дипломатическую и военную карьеру сделал юноша в этом романе.
Но в сочетании с другими деталями повествования всё в целом воспринимается неплохо. Показано для подростков, изучающих в школе историю Древнего мира.


суббота, 19 мая 2018 г.

Салонный день

Международный петербургский книжный салон проходит в тринадцатый раз. Праздник в самом центре города - уже на Невском посетителей встречают яркие клоуны и клоунессы на ходулях и со всякими забавными штуками в руках.

Нет нужды повторять перечисление мероприятий, об этом и так написано во многих источниках. Мой улов - сборник иностранных авторов под названием "Во всём виновата книга" и подзаголовком "Рассказы о книжных тайнах и преступлениях, связанных с книгами ". Ещё приобрёл томик стихов Николая Рубцова и художественную закладку для него. Вообще в этот раз как минимум на двух стендах салона предлагались красивые книжный закладки. 

И, наконец, купил сборник литературно-критических статей (наверное так можно это назвать) М. И. Веллера "Огонь и агония".

Конечно, салон салоном, но цены на предлагаемые книги и изопродукцию покусываются. И, как и раньше, книготорговый дом "Буквоед" напирает своим величием - один из крупнейших объектов всего салона это стенд "Буквоеда".

вторник, 10 апреля 2018 г.



Все летописи врут?
Прочитал книгу М. И. Веллера "Наш князь и хан" Это не беллетристика, скорее критическая историческая публицистика. Автор со свойственной ему агрессивно-полемической манерой проводит историко-психологические параллели между периодом феодальной раздробленности и ордынского ига, которое (как очевидно полагает Веллер) не очень-то и было. Он видит психологические и поведенческие параллели между образом действия бандюков в 1990-х годах, крышевавших бизнес на тех или иных территориях, и поведением русских князей 14 века, особенно Д. И. Московского (Донского), которого автор выводит и законченным беспредельщиком, и подлинной предтечей русского самодержавия, видоизменённо бытующего до сих пор.

Автор едко оппонирует официальным историкам и устоявшейся концепции Куликовской битвы. Он также видит подлинное (для 14 века) ядро Руси в Литовском княжестве, включавшем в себя в тот период много русских земель.

Можно допустить, что и М.  И. Веллер грешит тенденциозным изложением событий, трактуя их в соответствии со своим видением, упрощая одно и усложняя другое. Ах как жаль, что машина времени не существует взаправду и нельзя смотаться и проверить, а как там было на самом деле; что за люди "делали историю", чего хотели, чего опасались.

вторник, 27 марта 2018 г.

А чтоб тебе!
В старину переписчики и владельцы книг старались разными способами уберечь их от кражи. Для этого книги запирали в сундуки, приковывали цепями и писали на их страницах проклятья, угрожавшие ворам.

Например такое французское поношение 15 века:
"Тот, кто украдет эту книгу, 
будет висеть на виселице в Париже, 
И, если он не будет висеть, то утонет, 
И если он не утонет, то будет жариться, 
И, если его не будут жарить, то худший конец постигнет его".
Подробнее о книжных проклятьях рассказывает Культурология.ру

воскресенье, 11 марта 2018 г.

Океанский патруль
Прочитал двухтомник В. С. Пикуля "Океанский патруль". Раньше, в период повального интереса к писателю, как-то не привелось познакомиться с этой книгой. Что обращает на себя внимание так это превосходное владение мелкими деталями обстановки, морской ли, сухопутной ли, точное знание подробностей быта воющей Финляндии и советского Заполярья. И это у молодого автора чуть старше двадцати лет от роду.


У романа достаточно сложная композиция, но Пикуль управляет насколькими самостоятельными сюжетными линиями с уверенностью лоцмана, ведущего судно по сложному фарватеру. Эти линии соприкасаются друг с другом, пусть даже на мгновение, но получается цельное произведение. 

Конечно есть и противопоставление характеров советских людей, цельных и честных бойцов, сражающихся за Родину и характеров их финских и немецких противников, либо подлых, либо деморализованных и циничных. Но противопоставление вовсе не плакатное но убедительное. "Океанский патруль" хорошая книга.